Нет практически ни одной сферы, к которой мошенники не проявили бы интереса с целью совершения обмана. В памяти братчан ещё свежи скандалы с пылесосами «Кирби», с которыми «менеджеры активных продаж» обходили дома и «впаривали», в целом, заурядную технику за огромные деньги, принуждая людей брать кредиты.
Потом появились «фильтры для воды» - на этот раз дома обходили якобы сотрудники братского «Водоканала». Они уверяли жителей Братска, что наша, местная, вода остается вредной даже после кипячения (хотя на самом деле в Братске она - одна из самых чистых в мире).
Следом по квартирам пошли якобы представители Пенсионного фонда, собирая с горожан персональные данные. Сейчас эти мошенники перешли в Интернет, где они предлагают гражданам получить некие денежные выплаты из частных страховых фондов, указав лишь номер СНИЛС или паспортные данные. Только вот в процессе оформления выплат нужно заплатить самому за некий «доступ к базам данных».
Но все это - мошенники федерального масштаба. Офисы этих компаний реально существуют в других городах, но есть и местные, братские деятели, чьё занятие похоже на мошенничество.
- Местный индивидуальный предприниматель брался ремонтировать бытовую технику на дому. Приходил, делал вид, что ремонтирует (или на самом деле работал, но не понимал, что делает), брал деньги и уходил. Бытовой прибор (как правило, холодильник) работал пару дней и «погибал» окончательно - меж тем, достаточно большие деньги за его ремонт (около 10 тысяч рублей) были заплачены. От братчан, чаще от пожилых людей, нам поступили 18 жалоб на этого предпринимателя. Роспотребнадзор обладает полномочиями подавать исковые заявления от имени потребителей, защищая их интересы. Индивидуальному предпринимателю суд запретил деятельность, но сейчас известно, что он действует от имени юридического лица, оформленного на родственницу, - рассказала ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Братске Марина Тютюнник. - Второй гражданин подряжался делать мебель, получал деньги и пропадал на долгое время. В конечном итоге «достать» его тоже удалось через Роспотребнадзор.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Братске Марина Тютюнник
В территориальном отделе Управления Роспотребнадзора предупреждают – в случае, если вы приобретаете услуги у предпринимателя – требуйте договор, где должно быть четко прописано наименование услуг, их стоимость, гарантия, срок доставки или изготовления и размер неустойки за просрочку выполнения работ (не менее 3% цены работ за каждый день просрочки).
Повторимся, нет ни одной сферы, к которой мошенники не проявляли бы интереса, и ЖКХ здесь - не исключение.
Практически каждый житель города доставал из своего почтового ящика извещение от «Единой городской службы по учёту водоснабжения» и, чаще всего, выбрасывал. Но ведь были и люди, поверившие в написанное и отдавшие деньги за сомнительные услуги, без которых можно было обойтись.
В полиции поясняют – доказать факт мошенничества сложно, даже если есть договор на оказание услуг, где прописаны разные ситуации. Существует презумпция невиновности, и потому в первую очередь, необходимо установить, что обманщик (если факт обмана доказан) имел корыстную цель. Сделать это непросто. Мошенник может сослаться на свою некомпетентность в том или ином деле, сложные обстоятельства. Мошенники давно перестали бы существовать как вид, если бы не получали никакой выгоды от облапошенных граждан, и если бы мошенничество не было так трудно доказать в суде.
В полиции отмечают, что мошенники, как правило, активизируются к Новому году. И не надо думать, что «я никогда не поведусь на чьи-либо уловки». Мошенники совершенствуются. Проходит естественный отбор, и с каждым годом и даже месяцем их приёмы становятся всё более изощрёнными. Иногда вы можете даже и не догадываться, что принимаете участие в сомнительной схеме.
Несколько дней назад один гражданин (своё имя и фамилию он просил не называть, но готов выступить в суде), проживающий по ул. Крупской, по дороге с работы заметил на двери подъезда объявление некой управляющей компании «ЖЭК-Энергия», которая на самом деле ни одним домом не управляет. Оказалось, что этот гражданин является инициатором собрания собственников дома, которое на самом деле проводит та самая компания «ЖЭК-Энергия».
Меж тем, как нам стало известно, в городской суд Братска уже поданы иски от жильцов домов, в которых такие собрания прошли. Их краткая суть – люди на самом деле не голосовали за переход дома под управление «ЖЭК-Энергия» и они не понимают, почему и зачем должны платить этой управляющей компании. Несколько жалоб поступило в Жилищную инспекцию, и краткая их суть такова – «ЖЭК-Энергия» выставляет людям ничем не обоснованные тарифы.
Несколько дней назад в подъездах домов, которыми управляет УК «Жилищный трест», появилось объявление, призывающее с 1 декабря платить за квартиру компании «ЖЭК-Энергия». Это при том, что жители НИКОГДА не платят ни управляющей компании, ни «ресурсникам» авансом. Коммунальные платежи всегда производятся только после предоставления услуг. А «ЖЭК-Энергия» жильцам никаких услуг, кроме поломки общего имущества, не предоставила.
1 декабря «ЖЭК-Энергия» с непонятной целью взломала двери в подвалы нескольких домов в 24-м микрорайоне и повесила свои замки. Что это означает? Это означает, что сейчас эти дома остались без аварийного обслуживания, поскольку бригада сантехников не сможет проникнуть в подвал и отключить воду. Но, похоже, что учредителя «ЖЭК-Энергии» гражданина Матюхина это ничуть не интересует, или же он даже не знает, для чего нужна аварийная служба.
Учредитель «ЖЭК-Энергии» гражданин Матюхин
В полиции советуют: не доверяйте никому свои персональные данные, не открывайте двери незнакомым людям. Внимательно читайте и анализируйте все бумаги, которые попадают в ваши почтовые ящики. Помните – никто не волен навязывать вам свои услуги. Для мошенников в первую очередь важно добиться контакта с жертвой путем искажения истины, предоставления ложных фактов, создания доверительных отношений, ввода в заблуждение, обманных действий, психологических манипуляций. Всё это настолько «тонкие материи», что не стоит тешить себя мыслью о том, что вам-то уж точно удастся избежать этого массированного воздействия.
Будьте бдительны!