Масса жалоб по поводу фактов снижения, так называемой, «вредности» поступила за последнее время в Государственную инспекцию по труду, администрацию Братска и прочие надзорные органы и организации. Есть даже отдельные примеры судебных исков. Об этом рассказали сегодня на заседании межведомственной комиссии по охране труда, которая прошла в администрации Братска.
Представитель ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго» Наталья Каац рассказала, присутствующим, что в срок до 31-го декабря 2018-го года абсолютно все организации, учреждения и предприятия обязаны провести специальную оценку условий труда на каждом рабочем месте. Так велит закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который начал действовать еще 1 января 2014-го года. Между тем, по данным Минтруда, на сегодняшний день это требование выполнили лишь 65% работодателей. В оставшиеся 2,5 месяца упущенное время уже не наверстать - многих предпринимателей в новом году ждут штрафы.
Подразумевалось, что за 5-летний период руководители выберут одну из компаний, предоставляющих услуги по спецоценке условий труда, и с помощью приглашенных экспертов определят, насколько опасные для здоровья обстоятельства сопутствуют исполнению должностных обязанностей. В рамках того же закона был издан специальный классификатор вредных и опасных производственных факторов, которым и руководствуются эксперты. И вот в этом-то перечне, как говорится, и «зарыта собака». Его авторы кардинально пересмотрели нормы условий труда. К примеру, как пояснила Наталья Каац, до 2014-го года существовала целая система оценки шумовой нагрузки на работника. В случае, если водитель, к примеру, вынужден был подолгу терпеть шум более 60-ти децибелов, он имел право на доплату за вредные условия труда, дополнительные дни к отпуску и досрочную пенсию. Теперь же новый перечень рассматривает как опасный для его здоровья только уровень шума более 80-ти децибелов. Пересмотру подверглись десятки факторов – освещенность, микроклимат, электромагнитное излучение и т.п. В результате работа, которая прежде считалась «вредной», на бумаге стала почти безопасной. Соответственно, убрали доплату и прочие льготы за особые условия труда. Прочитать об этом можно по ссылке.
- На сотрудников, которые трудились на предприятии на 1-е января 2014-го года, распространяются прежние требования, а вот на тех, кто пришел на работу после этой даты – уже новые. Руководство должно разъяснять эти подчиненным, что изменился сам подход к оценке, иначе в коллективе возникает социальная напряженность. Многие не понимают, почему люди работают в одной бригаде, выполняют одну и ту же работу, но получают за это разные суммы. И идут жаловаться, - рассказала Наталья Каац. - Как правило, при проведении специальной оценки мы получаем содействие со стороны работодателей. Однако бывают случаи, когда предприниматели пытаются уйти от вредных условий труда – занижают время пребывания работников в опасных условиях, «маневрируют», изменяя название профессии – к примеру, человек работает электрогазосварщиком, а числится разнорабочим.
Главный государственный инспектор по труду Александр Маслов попросил представителей компаний, занимающихся оценкой условий труда, незамедлительно информировать его о подобных фактах несоответствия обязанностей занимаемой должности, к примеру, если человек работает крановщиком, а числится уборщицей.
Самое любопытное, что санитарно-гигиенические нормы в России остались прежними. То есть, если на производство с высоким (выше предельно допустимого СН 2.2.4/2.1.8.562-96), но якобы безопасным по результатам спецоценки уровнем шума, приедет с проверкой инспекция по труду, то претензий не возникнет. А вот если проверяющий будет из Роспотребнадзора – работодателя попросту оштрафуют. Такой вот казус.