В Братске появились автомобили, которые не расходуют топливо и меняют сознание

30 августа 2019 г. 14:12 6060

Фото: Кирилл Бакуркин


Это не реклама. Да и глупо рекламировать фирму с мировым именем. Но портал «Город» просто обязан зафиксировать исторический момент – появление частного электротранспорта в России и в Братске, конечно, тоже. Нам кажется это важным, и не исключено, что этот текст будет больше интересен не сейчас, а через 10-30 лет. Наверное, никто сегодня не отказался бы почитать о том, как однажды в Братске появились первые «Жигули» или сотовые телефоны, но, увы, никто этого момента в своё время не зафиксировал.

Интересно тут, что новые эпохи не приходят по чьей-то команде, не существует специальных постановлений правительства, озаглавленных, например, «О порядке и регламенте «новых времён». Глобальные перемены приходят почти незаметно и, как в нашем случае, даже совсем не оттуда, откуда все их ждут.

Большой выбор автозапчастей и их аналогов на иномарки в интернет-магазине renix.com.ua. Удобная навигация по сайту и поиск в иллюстрированном каталоге.

Zero emission - нулевой выхлоп 

И стоит заметить, что появились электрокары в Братске не вчера, а порядка полутора-двух лет назад. Однако лишь относительно недавно их количество перестало исчисляться единицами, и сейчас встретить в Братске электромобиль вполне реально в течение дня.

Немаловажно, что это совсем даже не широко разрекламированная «Тесла» от Илона Маска, а обыкновенный Nissan Leaf.

Как устроен?

Как говорит Алексей - один из владельцев Nissan Leaf, в Братске электрокаров уже больше 20-ти штук (больше всего - в Энергетике). Для многих это не новость, конечно, но прочим надо пояснить, что говорить мы будем не о «гибриде» типа Toyota Prius, а об автомобиле исключительно на электротяге.

Впрочем, каждый братчанин не единожды (многие всю жизнь по 2 раза в день) ездил на электромобиле – на троллейбусе и знает, что он, порой, погромче автобуса будет. На спуске улиц Янгеля или Космонавтов в Братске некоторые «рогатые» гонят со звуком падающих авиабомб.

Ощущения от поездки на легковом электромобиле Nissan Leaf ловит, прежде всего, слух, и они немного пугающие. Кажется, будто обычный автомобиль с выключенным двигателем толкнули под горку - в тишине салона слышно лишь нарастающее шуршание шин. И всё. И так всю дорогу. Никаких посторонних звуков. И в салоне ничего не стучит и не гремит, но не только от того, что это Nissan, а ещё и потому, что автомобиль без наслоений шумоизоляции - она тут не нужна совсем.

Автомобиль легко узнать в потоке – у него как будто нет радиатора. Но на самом деле он есть, и есть охлаждающая жидкость – всё это ради батареи, а не для двигателя. Электромобиль «жрёт» масло меньше, чем полевая мышь съедает зерна за всю свою жизнь 1,1 литра на каждые 40 000 километров. Мощность двигателя в «бензиновом эквиваленте» - чуть больше 100 лошадиных сил, а особенность электромотора – его изначально высокий крутящий момент,  которого двигатель внутреннего сгорания (далее ДВС) достигает, когда стрелка тахометра переваливает на вторую половину шкалы. Потому  Nissan Leaf на старте «делает» двухлитровых земляков только в путь.

У Leaf два «капота». Первый - для доступа к агрегатам, второй – лючок для зарядки, но об этом позже. Большой ящик под большим капотом  – это ещё не двигатель, это рекуператор такой объёмный – двигатель меньше и ниже. Справа – аккумулятор, но не основной, конечно (основной - под задними сиденьями), а этот нужен для приборов и прочей электроники, чтобы не «отвлекать» главный накопитель энергии. Слева - три крышки и, соответственно, три горловины для разных жидкостей. Владелец автомобиля сам не очень хорошо помнит, чего и куда заливать… Пока не требовалось

Примечательно, что электродвигатель у Nissan Leaf без щёток – на магнитах. Говорят, что срок жизни этого двигателя превышает срок жизни самого автомобиля.

Важный момент – рекуперация – Nissan Leaf энергию тратит и лишнюю тут же возвращает обратно в батарею на моментах торможения, спусках с горы и т.п. – для особо любопытных, желающих разобраться досконально, есть Интернет. Работает рекуперация в Leaf очень сложно (прям, с какими-то зачатками искусственного интеллекта) и учитывает температуру батареи, её заряд, температуру воздуха снаружи и дорожные условия. Не всем она нравится, но будущее - оно такое.

Белая точка в синем кружочке показывает «размер» рекуперации». Водители Leaf умеют чувствовать моменты, когда энергия возвращается обратно.
Нам, не ездившим, не испытавшим, это пока сложно понять. Фото с форума «
лифоводов»


Сколько стоит, и куда на нём ездить?

Nissan Leaf выглядит в российском понимании совсем не престижно – так себе «мыльница».

- Ну, понты да, это понты, конечно, но когда-то надо и взрослеть из этой песочницы с машинками? – говорит Алексей, который вполне может себе позволить «пацанский», например, «Лексус». -  Не одними же понтами будешь жить? А быть владельцем Leaf-а - это очень интересно. Цены на Nissan Leaf варьируются от 400 тысяч рублей до миллиона восьмисот, и главное даже не годы выпуска, а состояние батареи. На аукционах японских автомобилей ценятся Лифы с северных островов страны – там батареи, как правило, в лучшем состоянии. Холод снижает заряд батареи, но не портит её. Влияет на состояние батареи и способ заряда – есть ускоренная зарядка от 400 вольт, но батарея «умирает» быстрее.

Разумеется, Leaf не для такси и не для междугородных поездок. Он вполне себе для дачников, для тех, кто ежедневно ездит на работу на автомобиле, а потом по городу за детьми и за покупками. В общем-то, понять, нужен электромобиль или нет, легко, достаточно посмотреть на свой ежедневный пробег. Если он не выше 100-120 километров – это ваш вариант.

В некотором приближении Братск для «Лифа» -  почти идеальное место эксплуатации. Во-первых, потому что в нашем регионе самая дешевая электроэнергия в России. Во-вторых, летом у нас нет чересчур жарких дней - жара отрицательно влияет на срок жизни батареи. Явный минус – пару недель, а иногда и пару месяцев стоит сложный для эксплуатации автомобиля мороз. Потому совсем уж идеальное место для «лифоводства» - юг Иркутской области, где зимы помягче, а цены на электричество те же. Правда, что значит неприемлемый мороз? 

- Скажем, до минус пятнадцати градусов с «Лифом» всё хорошо – никаких проблем, пожалуй. А вот, если на улице минус двадцать пять и ниже – батарея замерзает и тратит заряд быстрее и из-за температуры, и из-за того, что приходится обогревать салон. На первых модификациях принцип обогрева салона был чем-то похож на автомобили с ДВС, а теперь стоит некое подобие фена, но электроэнергии этот агрегат «ест» все равно немало, - рассказывает Алексей. – Однако, если машина стоит в теплом гараже, да хотя бы просто в гараже, где всё же потеплей, чем на улице – уже проблем поменьше. Сам автомобиль разогревается в движении, примерно, километр-полтора. Выражается разогрев в том, что выше 40 км в час он не разовьёт, как ты ни газуй.

Ещё один минус – холод в электромобиле. Как мы уже говорили – теплоизоляции и звукоизоляции в Nissan Leaf практически нет. Голое железо.

Говорят, для «Лифов» возможна установка «Вебасты» - так по имени немецкой фирмы Webasto Gruppe называют автомобильные климатические системы. Обогреватель работает на бензине. Потребляет, примерно, литр на день.

Недавно, говорят, братчанин покупал «Лиф» с автовоза в Тулуне, у него было 90% заряда, и он легко доехал до Гидростроителя. С каждым годом пробег «Лифов» увеличивается, вдобавок, появились наши «кулибины», которые делают подогрев батареи зимой.

- Если возникла мысль купить электромобиль, то, в первую очередь, надо подумать, как и где вы будете его заряжать. Это не такой простой вопрос, между прочим, - говорит Алексей. - Три киловатта, даже чуть больше - это слишком большая нагрузка на домашнюю, а иногда и на гаражную электросеть. Эквивалентно - два полуторакиловаттных чайника будут работать у вас 4 часа, и потенциально можно остаться без проводки, в лучшем случае, в худшем – возможен пожар.

Кроме этого, не получится хранить автомобиль зимой возле подъезда. Время от времени батарее нужно тепло.

Nissan Leaf - вид снизу. Необычно, да? 

Сколько экономит?

Не исключено, что через пару десятков лет нам будут «впаривать» машины с ДВС со слоганами: «Купи автомобиль на бензине с 40%-ной  скидкой и получи тысячу литров топлива бесплатно!». Но это будет не скоро. (Возможен и такой вариант - на электромобили введут заградительные пошлины и запретят зарядку от бытовых сетей. Всё может быть.)

Сейчас Алексей ездит на своём автомобиле ежедневно по 70-100 километров. Заряжает автомобиль от домашней сети. Мы посидели, посчитали, и вот что у нас вышло – час позарядки батареи даёт примерно 22-25% заряда. Мощность заряда - 3 киловатта. За 4 часа батарея заряжается полностью. То есть, 12 киловатт добавляет на счетчике. Учитывая стоимость электроэнергии в 1 рубль 11 копеек в Братске, получается чуть больше 13-ти рублей в сутки тратится на «топливо». Это эквивалентно, примерно, тремстам граммам бензина.

Но это очень примерные подсчеты. Подробнее об экономии, да и о самом автомобиле можно почитать на других ресурсах. Но даже примерные (и, может быть, не совсем верные) подсчеты говорят, что стоимость поездки на  Leaf в течение месяца – это один день эксплуатации машины с ДВС.

Слева - гнездо для быстрой зарядки от напряжения 400 вольт, справа - 220 вольт

Добавим сюда отсутствие расходов на ремни, свечи, масло, проводку, двигательные прокладки. Были бы в Братске хорошие дороги, так и не было бы трат на подвеску - но они есть. Впрочем, относительно небольшие. Подвеска «Лифа» унифицирована с подвеской других легковых «Ниссанов», например, с Nissan Juke.

Когда ёмкость батареи в электромобилях позволит покрывать 500 километров, а заряд будет длиться час – появится ураганный спрос на эти машины. А пока отдельные владельцы учатся чувствовать другую механику.

Как электромобиль меняет сознание?

Нет, не надо бояться – веганом и урбанистом-буддистом вы станете не сразу, скорее всего, никогда.

-  Через неделю ты понимаешь, что у тебя остаются дополнительные деньги, через месяц вдруг осознаёшь, что тебе не надо проверять масло-свечи-провода – ты просто, как наездник агрегата, который живёт будто сам по себе, - рассказывает Алексей. - Постепенно это чувство остается в сознании и становится нормой жизни.  Но однажды ты по какой-либо причине пересаживаешься на автомобиль с ДВС и… Понимаешь, что тебе тут некомфортно, шумно и тревожно от множества посторонних звуков и запахов.

Кроме этого, заряд батареи, как говорит Алексей, сильно зависит от стиля вождения. Любителей резко дернуться на обгон, потом резко сбросить газ и опять рвануть, чтобы успеть на светофор, эта машина не полюбит – батарея будет разряжаться гораздо быстрее. Связано это и с рекуперацией, и со сложными взаимоотношениями между постоянным током батареи и переменным у двигателя. То есть, Nissan Leaf – машина по-японски уравновешенных, вдумчивых людей. Незаметно эта уравновешенность выходит за пределы взаимоотношений человек – автомобиль.

Может, через много лет электромобильного будущего люди в принципе станут спокойней и мудрее? Кто знает...

Джойстик переключения направления движения - вперед, назад и парковка

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: