Цифры шокируют. За сентябрь и неполный октябрь в полиции Братска было принято более 35-ти заявлений о мошенничестве. При этом сумма, потерянная братчанами, составила более 7-ми миллионов рублей. Как рассказывают потерпевшие, все они знали о мошенниках и способах обмана, но никак не предполагали, что это могло случиться и с ними. При этом полицейские относят преступления, совершенные посредством сотовой связи или интернета, к категории труднораскрываемых.
- На уловки попадаются разные граждане. Это и учителя, и врачи, и государственные служащие, и сотрудники правоохранительных органов, директора школ, менеджеры. При этом потерпевшие отдают не только свои накопления, но и берут кредиты, которые перечисляют на счета злоумышленников, – рассказала Елена Лысенко, заместитель начальника следственного управления МУ МВД России «Братское». – Как правило, после того, как злоумышленник добивается своей цели, связь с ним прерывается. Интернет-сайты закрываются, телефон отключается.
За текущий год удалось установить преступников только по 104-м делам, тогда как еще около 400-т дел остались нераскрытыми. Осложняет раскрытие подобных дел то, что номера сотовых телефонов, с которых звонят преступники, или сайты, на которых происходит мошенничество, зарегистрированы далеко за пределами Братска и Иркутской области.
На сегодня самым популярным способом обмана по-прежнему остаются звонки от лже-банкиров.
- Неизвестные представляются сотрудниками службы безопасности банка и говорят о том, что на счете замечена подозрительная активность. Чтобы сохранить деньги, нужно перевести деньги на резервный, запасной, страховой или заблокированный счет - могут назвать этот счет каким угодно. Действуют очень наступательно, деньги немедленно просят перевести. Интересуются, есть ли счета в других банках, - рассказывает Елена Лысенко.
Это и должно насторожить тех, кому звонит неизвестный. Если рассуждать логически: зачем сотруднику банка «А» знать о счетах клиента в банке «Б»? К тому же, переводы, как правило, осуществляются с помощью системы «самоплат», а не через сотрудников банка.
Еще один действенный способ, с помощью которого мошенники обманывают братчан – компенсации или возврат средств за ранее приобретенный товар или лекарства. Обычно на такие уловки попадаются пенсионеры. Тут насторожить может тот факт, что сумма компенсации в разы больше, чем сумма, потраченная на товар. Но лже-агенты просят компенсировать услуги адвокатов, юристов, курьеров. Это, конечно же, обман.
Желание помочь сотрудникам правоохранительных органов – еще одна уловка, на которую попадаются житель города. Братчанка полтора месяца верила в то, что помогает сотруднику ФСБ поймать мошенников «на живца». «Город» писал об этом случае ранее. Итогом стала потеря 2 миллионов 600 тысяч рублей.
- Здесь надо помнить, что ни один сотрудник правоохранительных органов, ФСБ, полиции, прокуратуры, суда, администрации, скорой, МЧС - никто не будет вам звонить и просить помощи и, тем более, не будет просить перевести ваши деньги на какие-то счета с целью использовать их в дальнейшем для поимки мошенника. Задумайтесь - чего ради этот «сотрудник правоохранительных органов» звонит именно вам? Откуда у него номер вашего телефона? - призывает Елена Лысенко, заместитель начальника следственного управления МУ МВД России «Братское».
Истории о том, что родственники попали в беду, или вам по ошибке перевели деньги, покупки через интернет или на сайтах объявлений тоже входят в ТОП преступлений мошенников. Обычно все звонившие действуют с напором, поторапливая свою жертву и подталкивая к активным действиям. Как правило, человек теряется и делает согласно продиктованной инструкции.
- Попробуйте прервать разговор, сославшись на любую причину - опаздываете на автобус, молоко убежало, плохо слышно - неважно. Отбейтесь! Проанализируйте то, что вы услышали. Если информация о родственнике — позвоните ему, заблокировали карту — перепроверьте, у кого подключен мобильный банк, или позвоните на горячую линию, - советует Елена Лысенко , заместитель начальника следственного управления МУ МВД России «Братское».
Самое главное – никогда и ни при каких обстоятельствах не называйте данных своей карты, код на оборотной стороне и коды из SMS-сообщений, которые могут приходить из банка.