Через общие двери - к знаниям. В Братске на базе общеобразовательной школы №34 открыли уникальный не только для города, но и для всей области детский инклюзивный образовательный центр.
Здесь созданы все условия для того, чтобы маленькие братчане, имеющие некоторые особенности развития, могли влиться в учебный процесс и стать полноценными членами общества. Понимание того, что в Братске нет классов, которые могли бы принять детишек с нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра или с задержкой психоречевого развития подтолкнуло сплоченную команду из сотрудников администрации города, директора и учебного персонала школы №34, спонсора и строительной компании за короткий срок сделать невозможное. На развитие центра было потрачено 15 миллионов рублей.
Государство в государстве - целое крыло школы на первом этаже теперь принадлежит особенным детям. Тут есть даже отдельный вход, правда, сейчас его не используют. Если в классе появится ребенок с нарушением опорно-двигательной функции, его, конечно же, откроют.
- Войти через центральный вход, пройти через турникет, пройти длинный корридор, раздеться в общей раздевалке - это же тоже, своего рода, испытание, - делится Татьяна Филиппова. - Решили, что так ребятишки смогут быстрее влиться в учебный процесс и адаптироваться. Смогут почувстввать себя обычными школьниками.
Тут все особенное, начиная от современного оборудования, и заканчивая тем, что инклюзивный образовательный центр - полностью автономный. Пусть отключат горячую воду во всем микрорайоне - тут будет горячая вода! - рассказала директор школы №34 Тамара Филиппова.
Большой просторный коридор. Тут школьники отдыхают на перемене
Указатели на дверях кабинетов здесь расположены не как в обычной школе, а на уровне детских глаз. Они помогают малышам быстрее сориентироваться и найти нужный кабинет. Возле умывальников в туалете, опять же, на уровне глаз - подсказка, как правильно мыть руки. Дети, по словам директора, внимательно следят за соблюдением всех этапов.
- Первоочередная задача, которая стоит перед педагогами центра - реабилитировать, адаптировать ребенка к жизни в социуме. Научить его общению с другими детьми, чтобы дальше они пошли в пятый общий класс, с обычными детьми, - рассказывает Тамара Филиппова.
Как и в обычной школе, тут есть общий класс, где с ребятишками занимается педагог. Всем ученикам необходимо освоить программу начальной школы - впрочем, сделать это можно и за пять лет.
Общеобразовательный класс. У каждого ученика - отдельная парта. Пока что в инклюзивном центре учатся 6 первоклашек
К каждому школьнику - особый подход. Программу коррекционных занятий разрабатывают для каждого ученика индивидуально. Еще одна особенность - к детям прикреплены тьюторы, которые помогают школьникам во время учебного процесса.
- В первое время боялись дети всего. Вцепятся в маму и не отпускают. А сегодня я обратила внимание, как наш ученик уже самостоятельно раздевается в общей раздевалке. Все делает сам. Мама в сторонке наблюдает, - делится Тамара Филиппова. – Это нас очень радует - значит, мы на правильном пути!
В корридоре есть место, куда дети приносят свои вещи. Те, которые их окружают дома. В основном - игрушки
Кроме преподавателей, работающих в рамках обычной школьной программы, с особыми детьми занимаются педагоги узкой направленности. В кабинетах сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, психолога ребятишек ждут квалифицированные специалисты и самое современное оборудование.
- Кабинеты оснащены современными комплексами для развития всех психических процессов – памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, - рассказывает директор школы Тамара Филиппова. - Не каждый родитель может позволить себе такое дорогостоящее оборудование, которое есть у нас. На базе нашего центра дети с какими-то нарушениями могут пройти реабилитацию, допустим, после операции.
Оборудование для печати по Брайлю
Детей с нарушениями зрения обучат чтению и письму по методу Брайля, познакомят с тем, как выглядят различные животные и предметы быта. Все книги и пособия - особенные. Таких не найдешь на полках библиотек или в простой общеобразовательной школе.
Вот так дети с нарушением зрения "видят" животных.
Мобильные центры с наборами для развития мышления, памяти и моторики расположены в каждом кабинете
Уроки в детском инклюзивном образовательном центре длятся 30 минут, а потом, как у обычных школьников - перемена! Отдыхают особенные дети по-особенному. В просторном коридоре стоит сухой бассейн, есть мягкая зона отдыха, различные головоломки, которые беспрепятственно выдают детям. Так малыши расслабляются и закрепляют пройденный материал.
- В этой зоне они у нас хозяева, - смеется Тамара Филиппова. - Вроде бы, все элементы игровые, но, в то же время, направленные на развитие. Вот дорожка, по которой нужно пройти. Игра же? Игра! Но тут они учатся держать равновесие. Плюс массаж стоп - очень полезно для деток. Головоломки помогают закрепить цвета, развивают моторику, опять же. Все направлено на то, чтобы в игровой форме продолжалось развитие.
В необычной школе сейчас занимаются 6 детей. Планируется, что в следующем году будет объявлен новый набор в первый класс. Попасть в центр можно, главное условие - наличие направления психолога медико-педагогической комиссии.
Очень дорогостоящее оборудование для детей с нарушениями слуха
Мобильные комплексы доступны детям во время перемены. Здесь все можно и нужно трогать, нажимать, перемещать.
Они помогают развивать моторику и внимание