Братским предпринимателям рассказали, как не «пропикать» бизнес из-за внедрения обязательной маркировки товаров

28 ноября 2019 г. 15:39 2849



В думском зале администрации города Братска сегодня прошел семинар на тему маркировки товаров, организованный одной из компаний, которая разрабатывает программное обеспечение для бухгалтерского и налогового учета.

Напомним, в России с 2019 года (федеральный закон от 25.12.2018 №488-ФЗ) введена обязательная маркировка товаров для тех, кто торгует обувью, одеждой (не всех видов), духами, табачной продукцией и фотоаппаратами. И с каждым годом число наименований товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет расти. Тут нельзя не порадоваться тому, что правительство стало отходить от практики: «максимальное количество нововведений за один день». Это прогресс, конечно.

Основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта - защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня безопасности и, разумеется, тотальный контроль за движением (вся логистика товара становится прозрачной), потреблением всех товаров, который позволит проводить глубокую аналитику жизни населения страны и прогнозировать возникающие тенденции. Предполагается, что в результате внедрения системы маркировки с рынка исчезнут недобросовестные предприятия, а честные производители увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.

Но это в теории. На практике, как мы знаем, всё бывает несколько иначе. Тем более, что всякое новое дело встречается с массой противоречий и проблем. В этом случае у потребителя проблем гораздо меньше, чем у производителя и продавца. Главная и, кажется, почти единственная проблема потребителя – он пока не сможет определить «брендовость» товара. То есть, продавец «Адидаса» китайского производства теоретически может заказать производителю маркировку своего товара с названием «Адидас». Но это, надо полагать, временно.

Для производителей товаров массового потребления всё сложнее. Например, для наклейки на каждую бутылку питьевой воды надо закупать дополнительное оборудование на конвейерной линии и необходимо считывать («пропикивать», как говорят сами продавцы) каждую бутылку на складе. С автоматизацией пока всё плохо. Где-то потребуется нанимать на работу «считывателя кодов», а на крупных предприятиях, вероятно, потребуются сразу несколько человек.

Продавцам тоже надо считать QR-код каждого товара при получении, и крупным компаниям также потребуются дополнительные люди в штате. Усложняются требования к складированию товара - он должен храниться так, чтобы код не стёрся и не повредился, ведь, в сущности, QR-код - это и есть товар. Нет индивидуального кода - нет отчетности на товар, а нет отчетности – появляются вопросы у налоговой.

Представители компании, разрабатывающей программное обеспечение для бухгалтерского и налогового учета

Ведущие семинара привели пример: покупатель приобрёл туфли, решил вернуть товар спустя сутки, но QR-код (в который «зашиты» все сведения об этих туфлях, включая цвет и размер) на коробке оказался, допустим, повреждённым, а, следовательно, «пропикать» его обратно - вернуть к виртуальной жизни - уже нет возможности. В этом случае продавец зажат между законами – он обязан взять «несуществующий» товар обратно, но при этом правильно отчитаться за продажу. Не исключены также случаи воровства кодов и множественные неясности учета. Например, совершенно выпадает из маркировки рынок предметов, бывших в употреблении (авторезины, допустим), если, конечно, продажа ведется через торговую точку. Очень сложно будет работать предпринимателям, которые пользуются разным программным обеспечением для разных типов отчетности - введение маркировки усложнит взаимодействие разных программ. И, безусловно, будет ещё придумано несколько «обходных» и мошеннических схем.

Логичным является вопрос: приведёт ли это к росту цен? Здесь однозначного мнения нет. Пожалуй, цены на топливо настолько активно формируют стоимость других товаров, что маркировка сама по себе отходит на задний план. Разумеется, нововведение потребует затрат на наклейки (цена каждой начинается от 50 копеек), вероятно, на принтер, печатающий эти наклейки, на сканер. Крупные производители потратятся на штат «считывателей», на новые кассы (от 44 тысяч рублей) и программное обеспечение. Очень многое зависит от типа товара, его количества и размера бизнеса продавца и его стратегии.  

Важно, что потребитель получает возможность «намекать» контролирующим органам о нарушениях чуть ли не напрямую. Впустить в себя силу Роспотребнадзора можно на сайте  «Честный знак», скачав бесплатно специальную программу для смартфона - с помощью этой программы потребитель может «сдавать»  недобросовестных продавцов. Кстати, за торговлю без маркировки наказание достаточно суровое – штраф до 300 тысяч рублей и до 3-х лет принудительных работ. В Иркутской области уже есть прецедент, когда предпринимателя наказали годом принудительных работ за продажу немаркированных сигарет.

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: