Парк троллейбусов в Братске практически полностью изношен. Многие машины требуют капитального ремонта, а половина подвижного состава и вовсе снята с производства, из-за чего ремонт некоторых троллейбусов сильно затруднён. Об этом во время заседания депутатской комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности рассказал директор «Братского троллейбусного управления» Владимир Синицын.
Владимир Синицын
По словам руководителя БТУ, на предприятии сейчас возникла такая экономическая ситуация, в которой «говорить о развитии не приходится». В частности, из 56-ти троллейбусов, которые работают на линии, изношены почти все – 94%. При нормативном сроке эксплуатации в 7 лет на предприятии используется техника, которой, в среднем, 28 лет, а самым старым машинам – почти 40. При этом, отметил Владимир Синицын, половина троллейбусов в БТУ относится к маркам, которые уже давно сняты с производства, как, соответственно, и запчасти к ним.
- На сегодняшний день число троллейбусов, требующих срочного капитального ремонта с восстановлением кузова, составляет 20 единиц; просто капитального ремонта – 8 единиц, а 9 единиц не подлежат восстановлению, требуют срочного списания. Но они находятся на линии, работают, - рассказал Владимир Синицын.
По словам директора БТУ, обновления требует не только подвижной состав, но и контактная сеть – её плановый ремонт не проводился с 2013 года. А подстанции, питающие технику, нуждаются в модернизации и замене оборудования на менее энергоёмкое. Несмотря на большое число пассажиров, которое ежегодно обслуживает БТУ, предприятие работает в убыток и даже не выходит на самоокупаемость. Средства уходят на зарплату, ремонт, обучение новых водителей троллейбусов (которых всё равно не хватает). Немало средств тратится на оплату электроэнергии.
- Расходы предприятия на оплату электроэнергии ежегодно составляют свыше 20 миллионов рублей – почти 10% от выручки предприятия, при этом тарифы на электроэнергию для предприятия постоянно растут и более, чем в три раза превышают тарифы для населения. Учитывая, что конечным потребителем услуги являются жители города Братска, считаем целесообразным ходатайствовать об установлении индивидуальных регулируемых тарифов на электроэнергию для муниципального предприятия, обеспечивающего пассажирские перевозки электротранспортом, - заявил Владимир Синицын.
В 2019 году в Братск пришли три новых троллейбуса. Фото: пресс-служба администрации Братска
Впрочем, слушавшие доклад депутаты на ходатайство об изменении тарифов никак не отреагировали. Директор БТУ, отвечая на вопросы народных избранников, рассказал, что из-за тяжёлой финансовой ситуации на предприятии было отменено движение по маршруту 2А. Маршрут создавался для специально купленных несколько лет назад троллейбусов с возможностью автономного хода на аккумуляторах.
- Они себя не зарекомендовали. Очень дорогое обслуживание. Аккумуляторы, которые сейчас вышли из строя, стоят порядка 6 миллионов рублей. При выходе из строя даже одного из аккумуляторов троллейбус просто встаёт на месте. – рассказал Владимир Синицын. - Сначала было три троллейбуса, потом два, потом один – мы разбирали, чтобы хотя бы один троллейбус обслуживал маршрут. На сегодняшний момент ни одного троллейбуса на автономном ходу нету. Они работают как обыкновенные троллейбусы на линии.
По словам директора БТУ, выходом из кризиса и шагом к рентабельности предприятия могло бы стать обновление подвижного состава. В этом году на улицы Братска вышли три новых троллейбуса. В ближайшие годы власти города по федеральному проекту «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» намерены приобрести ещё 40. На покупку новых троллейбусов может уйти до 700 миллионов рублей. Во всяком случае, по словам директора БТУ, один новый троллейбус обойдётся примерно в 17 миллионов рублей.