Экологический и транспортный коллапс может произойти в Энергетике уже в ближайшем будущем. Благое (на первый взгляд) решение может обернуться проблемами для автомобилистов и простых жителей Энергетика. В середине декабря стало известно, что Братский городской суд удовлетворил иск прокуратуры о передаче в федеральную собственность четырёх участков автодороги «Вилюй», которые проходят через жилые районы Энергетик и Гидростроитель. В этом материале попытаемся объяснить, почему такое решение совсем не выгодно жителям относительно спокойного и чистого Энергетика.
Трасса «Вилюй» обозначена фиолетовым
Как известно, трасса «Вилюй» связывает федеральную трассу «Сибирь» со столицей Республики Саха Якутском. Впрочем, сама трасса ещё недостроена, и пока идёт до посёлка Верхнемарково на границе с Якутией, оттуда до столицы республики приходится добираться другими дорогами. Так что понятие «связывает» пока ещё условно. Но в разрезе этого материала это не главное. Главное, что трасса существует и проходит через Братск. По ней передвигаются автомобили, в том числе, крупнотоннажные грузовики с продуктами, техникой, лесом и прочим сырьём и материалами. Трасса А-331 («Вилюй») даже в её нынешнем, недостроенном, виде – одна из важнейших транспортных артерий страны. Других автомобильных путей от расположенной южнее трассы «Сибирь» до Якутии попросту нет.
По данным, которые приводит Прокуратура Иркутской области, ежегодный трафик грузового транспорта по трассе «Вилюй» составляет 300-400 тысяч автомобилей. Те, кто живёт в Энергетике, наверняка обращали внимание, как по улице Пирогова или Студенческой проносятся грузовики, как они стоят на светофорах в черте жилого района и как выбрасывают в воздух клубы выхлопных газов рядом с домами. А автомобилисты наверняка могут немало рассказать о состоянии дорог, по которым проезжают большегрузы. «Памятник убитой подвеске», к слову, стоял как раз у дороги на улице Студенческой, которую из года в год «уничтожают» крупнотоннажные автомобили.
Большегрузы на улице Пирогова можно встретить и днём, и ночью
Некоторые из, так называемых, «негабаритных» автомобилей ездят по улицам Пирогова и Студенческой вполне легально. По данным той же Прокуратуры Братска, ежегодно Росавтодор выдаёт 60-70 тысяч пропусков для таких машин. А всего их, как мы помним, 300-400 тысяч. И все они в скором времени могут оказаться на дорогах Энергетика на законных основаниях. Что совершенно естественно приведёт к увеличению загазованности в жилом районе и высокой вероятности автомобильных заторов на относительно узких дорогах.
Трасса «Вилюй» только отчасти соотносится со своим фактическим статусом. Она федеральная, но не вся. 13 километров трассы находятся в собственности у города Братска. Эти участки начинаются от, так называемого, «аэропортовского кольца» и идут по улице Мечтателей, затем по улице Пирогова, оттуда на улицу Студенческую, затем на ГЭС и по жилому району Гидростроитель (дорога на Усть-Кут). Содержание этих участков, которые ежегодно разбивают грузовики, вылетает городскому бюджету «в копеечку», хотя формально все они - часть федеральной трассы, и следить за ней должны власти Иркутской области. Нужно ли говорить, что в Братске порой не хватает денег, чтобы городские улицы привести в порядок, не говоря уже о государственной автодороге?
Отрезок трассы «Вилюй», который проходит через Энергетик до въезда на плотину Братской ГЭС
По сообщению администрации Братска, местные власти обращались в Росавтодор с просьбой забрать участки в федеральную собственность, но по каким-то причинам (во всяком случае, администрация их не раскрывает) Росавтодор постоянно отказывал.
- Так как эти участки общей протяженностью 13 км находятся в муниципальной собственности, местный бюджет вынужден ежегодно нести большие расходы на их содержание и ремонт, — рассказывала председатель комитета по градостроительству городской администрации Марина Смирнова. — Были подготовлены и направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и в Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» соответствующие пакеты документов для передачи этих участков из муниципальной в федеральную собственность, на что были получены отказы.
Въезд в Энергетик по трассе «Вилюй»
В этом году в ситуацию вмешалась прокуратура. В суде ведомство привело железобетонный аргумент: закон устанавливает, что федеральная автотрасса от начала и до конца полностью находится в федеральной собственности. Следовательно, нахождение некоторых участков автодороги в ведении муниципальных (городских) властей, незаконно.
С учетом изложенного, прокурором города в Братский городской суд предъявлен иск о возложении на администрацию муниципального образования «город Братск» обязанности по передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность участков автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-331 «Вилюй», общей протяженностью 13 284 м, а также земельных участков для размещения указанных автомобильных дорог; о возложении обязанности на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) обязанности по принятию в федеральную собственность указанных участков автомобильной дороги и земельных участков, - говорится в сообщении на сайте Прокуратуры Иркутской области.
Среди участков, которые по решению суда должны отойти в федеральную собственность, находятся те самые отрезки «Вилюя», которые идут по улицам Мечтателей, Пирогова и Студенческой, рядом с жилыми домами.
Казалось бы, всё по справедливости. Когда решение суда вступит в силу, администрация Братска передаст участки дороги Росимуществу. Ведомство, в свою очередь, начнёт процедуру передачи участков трассы в обслуживание Упрдор «Прибайкалье», и со временем состояние дорожного покрытия должно улучшиться. Ведь на обслуживание федеральных трасс тратятся суммы, несопоставимые с тратами на городские дороги. Как пример, сравните дороги внутри районов Братска и трассу, которая соединяет Центральный и Падунский районы.
Трасса «Вилюй», в отличие от городских дорог, выглядит аккуратной и ровной (фото Упрдор «Прибайкалье»)
О минусах мы уже упоминали. Федеральные трассы предполагают, что по ним без ограничений могут передвигаться большегрузные автомобили, а это значит - поток тяжёлых фур, грузовиков и лесовозов по улицам Пирогова, Студенческой и Мечтателей увеличится в разы. И, как следствие, концентрация выхлопных газов на этих участках увеличится. Притом, что некоторые дома на той же улице Пирогова стоят менее, чем в 30-ти метрах от дороги. Прямо скажем, не самое удачное соседство.
Сейчас часть потока большегрузов хоть и заходит в Энергетик, однако движется по дороге, которая удалена от жилых массивов. От уже упомянутого нами «аэропортовского кольца» есть поворот в сторону воздушной гавани.
Проехав чуть больше трёх километров на север, доезжаем до ещё одного кольца, оттуда поворачиваем на восток, движемся ещё примерно десять километров по дороге из бетонных плит, проезжая по пути удалённый от Энергетика микрорайон Сосновый Бор, дальше выходим на улицу Промышленную и двигаемся опять же на восток, вдоль гаражей, выезжаем на окраину улицы Студенческой и уже оттуда едем в сторону Братской ГЭС. Этот маршрут позволяет грузовикам и фурам обойти жилые районы, однако такой путь среди дальнобойщиков не пользуется особой популярностью.
Объезд участка трассы «Вилюй» от «аэропортовского кольца»
Во-первых, он длиннее. Во-вторых, качество автомобильной дороги здесь на некоторых отрезках запредельно низкое. Особенно плачевное зрелище представляет собой дорога из бетонных плит от «второго кольца» до микрорайона Сосновый Бор. Дорогу не ремонтировали десятки лет, в лучшем случае, ограничиваясь лишь отсыпкой особо проблемных мест крупным щебнем. Передвигаться по плитам тяжело, медленно, небезопасно. Впрочем, часть водителей внегабаритных автомобилей пока проезжает здесь, вместо нелегального заезда в Энергетик. Но после вступления решения суда в законную силу следует ждать, что и этот автомобильный поток отправится через жилые районы.
Состояние объездной дороги
Когда следует ждать «нашествия грузовиков», пока никто точно ответить не может. В Упрдор «Прибайкалье» «Городу» рассказали, что передача участков автодороги может затянуться на неопределённый срок, вплоть до нескольких лет. Кроме этого, пока неизвестно, будет ли Росимущство (ответчик) оспаривать решение Братского городского суда. Если это произойдёт, то на рассмотрение апелляции вышестоящим судом тоже может уйти немало времени. Но, судя по тому, что в дело вмешались прокуратура и суд, принципиальное решение уже принято - рано или поздно участки протяжённостью в 13 километров станут частью федеральной трассы уже юридически, и тогда транспортный и экологический коллапс в Энергетике станет неизбежным.
Хотя, возможно, появится альтернатива. По федеральной программе «Экология» (той самой, которая предусматривает сокращение в Братске выбросов на 20% к 2024-му году) предусмотрено проектирование и строительство объездной дороги вокруг Энергетика. Но, хотя комплексный план реализации федеральной программы в Братске приняли ещё год назад, никаких подвижек в сторону создания дороги пока не сделано. Планы по созданию объездного пути рискуют остаться лишь планами. Ведь дешевле и проще перевести на бумаге дорогу из муниципальной собственности в федеральную, чем «заморачиваться» какими-то там проектами и стройкой. А люди потерпят. Терпят же выбросы от заводов каждый день.