С мая 2019 года ни один товаропроизводитель не имеет права использовать в названии своей продукции слова «Байкал», «байкальский» и т.п. Причина тому - свидетельство Роспатента №232, выданное по заявке №2019722497 компании «Байкалси кампани» акционерное общество группа компаний «Море Байкал».
Монополизация названия священного озера, признанного одним из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, вызвала справедливое негодование со стороны тысяч россиян. Петицию с требованием аннулировать регистрацию исключительных прав на бренд «Байкал», по данным на полдень 7 февраля, подписали уже свыше 118 тысяч человек. Особое негодование вызывает тот факт, что упомянутая компания зарегистрирована в офшорной зоне на Багамских островах.
Как сообщил телеканал «Россия 24», 30 декабря 2019 года индивидуальный предприниматель из Улан-Удэ Александр Разживин, изготавливающий чайные сборы и варенье, получил из Роспатента отказ в регистрации товарного знака «С Байкала с любовью». В качестве обоснования приводилось свидетельство о регистрации товарного знака фирмой, занимающейся розливом и продажей байкальской воды.
В ситуацию вмешался заместитель председателя комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Будуев. По его словам, депутат уже направил запросы в Роспатент, Генеральную прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу с требованием разобраться в ситуации. Он убежден, что ведомство превысило полномочия, закрепив за иностранной фирмой исключительные права на бренд «Байкал», поскольку, в соответствии с пунктом 7 статьи 1487 Гражданского кодекса РФ, «не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров».
По словам Николая Будуева, из-за решения Роспатента от 27.12.2019 года на сегодняшний день товаропроизводители, успевшие получить регистрацию в Роспатенте до 15 мая 2019 года, могут по-прежнему использовать товарные знаки с упоминанием Байкала, а те, кто подал заявку позже – уже нет.
Если название «Байкал» так и останется собственностью «Байкалси кампани», то предприниматели, желающие использовать его в наименовании продукции, будут вынуждены платить за это правообладателю.
Произошла монополизация национального достояния России. Теперь никто не сможет зарегистрировать товарный знак на свою продукцию, если в нем есть слово «Байкал» или его вариации! Только вообразите – одна частная фирма забрала себе эксклюзивные права на использование бренда «Байкал»! – пишет автор петиции Эдуард Батоцыренов. - Причем учредителем компании является кампания, скрывающаяся в офшоре на Багамских островах. То есть бизнесменам из Бурятии и Иркутска, работающим на берегах Байкала использовать торговый знак «Байкал» нельзя, а офшорной фирме – можно.
Призываю вас присоединиться к петиции с целью отменить свидетельство Роспатента №232, выданное по заявке №2019722497, благодаря которому стала возможна монополизация бренда «Байкал» одной единственной фирмой.