Роспотребнадзор разъясняет: как правильно написать претензию

23 июля 2020 г. 13:24 15935

Фото: https://sterhluki.ru/wp-content/uploads/2019/06/rospotrebnadzor.jpg


Все мы являемся потребителями товаров или услуг. Практически каждому из нас приходилось сталкиваться с некачественной продукцией или услугами, но только единицы воспользовались своим правом и вернули деньги за некачественный товар (услугу) или заменили его на качественный. Почему? 

Причина низкой активности покупателей в сфере возврата или замены товара - в незнании своих прав. В то время, как закон о защите прав потребителей четко регламентирует права и обязанности покупателя и продавца, а также их действия в определенных ситуациях. 

В этой статье мы рассмотрим основные права покупателей и дадим советы, как вернуть товар продавцу. 

Если приобретенный товар не соответствует его назначению, имеет брак или просто не подошел, необходимо обратиться к продавцу товара (услуг) с просьбой вернуть деньги или заменить его на другой. Если при этом у вас возникли проблемы, и вы считаете, что действиями продавца или поведением исполнителя нарушаются ваши права как потребителя, не нужно размахивать руками, угрожать прокуратурой или президентом, кричать и требовать жалобную книгу. Попробуйте решить вопрос цивилизованно.  

Для начала внимательно прочитайте договор (при его наличии) с продавцом, который вы должны были изучить еще при его заключении. Если у вас есть только товарный чек – помните, что он выступает в роли договора между вами и продавцом. Затем попробуйте устно выразить суть своей проблемы и четко изложить требования.  

Если ни работники магазина, ни менеджеры, ни руководитель магазина (организации) не отвечают на ваши просьбы, игнорируют их или отказывают в их выполнении, а вы по-прежнему считаете, что ваши законные интересы пострадали, то нужно написать претензию. 

«Претензия – это письменное изложение причин, по которым вы хотите вернуть товар, и требование возврата потраченной суммы или замены товара на качественный. Претензия является официальным документом и должна быть рассмотрена продавцом или исполнителем в предусмотренные законом сроки». 

Продавцы и изготовители не любят возвращать деньги, поэтому, как правило, при личном общении они находят десятки формальных причин, чтобы отказать клиенту. Чаще всего, именно с помощью претензии и удается решить спорные вопросы. 

Необходимо учитывать, что в некоторых случаях законом предусмотрен обязательный порядок досудебного урегулирования спора (то есть обращение с претензией) перед подачей иска в суд. Что же касается отношений продавца и потребителя (исполнителя) – досудебная претензия необязательна перед обращением в суд, но очень желательна во всех случаях, если вы не смогли урегулировать спор устно. Только не забывайте, что о проблеме нужно заявить своевременно в разумный срок или хотя бы в гарантийный срок товара по договору, иначе будет поздно. Претензия не облагается госпошлиной и не имеет строгих критериев заполнения. Однако кое-что должно в ней содержаться обязательно.  

Особенности составления претензии

Перед тем как обратиться к продавцу, исполнителю или изготовителю с претензией, позаботьтесь о сборе всех необходимых документов. Это могут быть товарные или кассовые чеки, счет-фактура, договор на услуги, смета или иные документы. Кроме того, товары, приобретенные в торговых точках, имеют уникальный штрих-код, который также может стать подтверждением приобретения товара. 

Напишите претензию в двух экземплярах.  

  1. В «шапке» претензии нужно указать фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товара/услуги по договору или наименование организации. В идеале необходимо написать адрес регистрации ИП по месту жительства или юридический адрес организации. Если адреса неизвестны, или нужно сэкономить время на отправку по почте - не возбраняется указывать адреса магазинов или офисов, где заключался договор, приобретался товар. Далее указываются фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и желательно телефон потребителя, чье право нарушено. 
  2. В тексте претензии в описательной ее части, необходимо кратко изложить ситуацию (проблему потребителя), начиная с даты заключения договора или покупки товара, заканчивая датой устного обращения к продавцу с проблемой (необходимо указывать даты, основные реквизиты и свойства товара, условия исполнения и пр.). 
  3. Основная информация должна содержаться в договоре. 
  4. Если у вас есть только товарный чек – помните, он выступает в роли договора между вами и продавцом. В таком случае указываются обстоятельства по памяти, с информацией, содержащейся в товарном чеке.
  5. В описательной части не нужно расписывать статьи закона о защите прав потребителей или указывать неоспоримые факты, свидетельствующие о неправомерном поведении продавца, поскольку это может пригодиться вам в дальнейшем при доказывании своей правоты в суде. 
  6. И наконец, в просительной части, в зависимости от того, что необходимо потребителю, подробно излагаются требования, основанные на правах потребителя.  

Права потребителя:

Ссылаясь на статью 18 закона о защите прав потребителей, вы вправе: 

  • потребовать замены товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);  
  • потребовать замены товара на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;  
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;  
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;  
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи (то есть требовать его расторжения) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. 

Ссылаясь на статью 29 закона, вы вправе требовать: 

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); 
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); 
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; 
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. 

Помимо основных требований, вы также можете требовать возмещения в вашу пользу юридических расходов на составление претензии, компенсации морального вреда (по вашему усмотрению) и других понесенных дополнительных расходов.   

В конце - число, подпись, и претензия готова. 

Приложите к заявлению копии собранных вами документов, подтверждающих приобретение товаров или услуг.  

Отнесите вашу претензию продавцу товара и потребуйте, чтобы на втором экземпляре была проставлена отметка о получении и дата получения претензии. В случае отправки претензии почтой - отправляйте только заказным письмом с уведомлением, а лучше - с описью вложения (для подтверждения наличия вложенных документов), чтобы имелись доказательства вашего обращения с досудебной претензией.  

По общему правилу срок удовлетворения требований претензии у продавца – десять дней с момента ее получения. 

Если продавец в течение этого срока письменно не ответил вам на претензию или ответил отказом, а вы считаете, что он не прав, обращайтесь в суд. 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: