Не секрет, что отношения между собственниками квартир и управляющими компаниями не всегда складываются гладко. Конфликты, как правило, рождаются из банального недопонимания. Жильцы, к примеру, хотят новый ремонт подъезда, однако собранные с дома средства коммунальщики направляют на ремонт сантехники в подвале. И то, и другое важно, но именно отсутствие диалога порой становится причиной затяжных споров, от которых никто не выигрывает. Впрочем, в Братске достаточно и позитивных примеров. «Город» побывал в доме №9 на улице Спортивной в Осиновке и узнал, как коммунальщики и жильцы заговорили на одном языке. И теперь у рядовой девятиэтажки есть благоустроенный двор, ремонт в подъезде и даже система видеонаблюдения.
У входа в единственный подъезд дома №9 по улице Спортивной внимание привлекает табличка «Ведётся видеонаблюдение!». Если присмотреться, то за ней, чуть повыше на фасаде дома, действительно прикреплена небольшая видеокамера, которая «охраняет» дворовую территорию (фото вверху). Эти таблички действуют даже лучше видеокамер, шутит Наталья Эртман. Председатель совета дома рассказывает: установка видеонаблюдения - не прихоть, а необходимость. Дом расположен несколько особняком от остальных, однако рядом с ним проходят пешеходные тропы, и подчас подростки или даже взрослые могут забежать в подъезд, оставить надписи на стенах или даже справить нужду.
- Установка и обслуживание камер не входит в задачи управляющих компаний. Когда жильцы выдвинули идею установить видеонаблюдение, в управляющей компании подумали и расширили перечень услуг, которые оказывают нам в рамках наших платежей. Мы переделали договор и установили две камеры, одну снаружи и вторую - на первом этаже дома, - рассказывает Наталья Эртман.- Стоило всё 30 тысяч рублей. Дополнительно никому не нужно было скидываться, деньги взяли из наших платежей. Сейчас камеры работают, пишут в хорошем качестве, и в случае необходимости видео можно посмотреть - любой день, любой час. Но пока, слава богу, такой необходимости не было.
Наталья Эртман
Технический директор управляющей компании «ЖЭК-Осиновка», которая обслуживает дом на улице Спортивной, Павел Щербаков подтверждает: жильцам действительно ничего не нужно было доплачивать. Видеонаблюдение и необходимое оборудование установили за счёт денег, которые жильцы платят ежемесячно за текущий ремонт и содержание. За последние годы дом из «минуса» вышел в «плюс» по платежам. Следовательно, появились средства и на те работы, которые раньше в договоре не были прописаны.
- За 4 года в этом доме стало на 30% меньше должников. Это колоссальный показатель. Когда люди видят, что у них что-то делается, они ответственнее относятся к платежам. Мы делаем ремонт в подвале - этого никто не видит. Расчищаем мы кровлю - никто не видит. Но как только появляется благоустройство, которое может появиться только в диалоге управляющей компании с жителями, люди видят, что платят деньги не зря. Причём речь идёт не о новых жильцах, которые приехали и стали платить, а о тех, кто раньше был в должниках, - рассказывает Павел Щербаков.
И жильцы, и представители управляющей компании уверяют: заметные изменения в девятиэтажке начались после того, как здесь организовали совет дома и выбрали председателем Наталью Эртман. До этого, говорят коммунальщики, диалог с жителями строился тяжело, просто потому, что не было единого центра, с кем этот диалог можно было бы вести. Тогда и появилось предложение организовать в девятиэтажке совет дома, объединить группу активных людей, через которых жильцы смогут высказывать свои пожелания управляющей компании, и управляющая компания сможет доносить до жителей свои планы и согласовывать ремонтные работы.
- Задача управляющей компании - прежде всего, обеспечить безопасность проживания, - отмечает Павел Щербаков. - То, что делают совет дома и Наталья - это всё касается уже комфортности. Здесь жители лучше знают, что им надо, и вести диалог с одним человеком просто удобнее и продуктивнее, чем со всем домом. Особенно когда человек понимает и до него можно донести, что, например, сейчас есть проблема с кровлей, и деньги нужно пустить именно на неё. Можно до одного, до пяти человек это донести. До всех собственников сложно это донести - у каждого своё личное мнение.
Основная работа Натальи Эртман тоже связана с многоквартирными домами. Она юрист, специалист по недвижимости. На предложение возглавить совет дома откликнулась сразу. К её мнению прислушиваются даже обычно скептически настроенные пенсионеры, для них председатель совета дома - это не коммунальщик, который сидит где-то далеко, а соседка, которая живёт в том же доме, а значит плохого точно не посоветует.
- Я 35 лет жила в своём доме, это уже последние года я живу здесь, в квартире. Но у меня не пропало отношение к дому, как к своему. Не просто к дому как к общему имуществу, а именно как к дому, который не ограничивается квартирой. Ну и вот вся эта красота тоже доставляет удовольствие, - говорит Наталья Эртман, показывая на цветники возле входа в дом.
Вот так территория дома выглядит сейчас
А вот так она выглядела несколько лет назад
Трудно поверить, но ещё пару лет назад вместо цветников здесь были заросшие травой площадки. Чтобы их облагородить, потребовалось немало усилий. Под травой на одной из площадок лежал старый асфальт, оставшийся после ремонта теплотрассы, его пришлось сначала «выкорчевать», а потом вывезти на свалку. Благоустройством двора собственными силами удалось увлечь многих жителей «свечки». Удивительно, говорит Наталья Эртман, но идеей сделать двор красивее загорелись не только пенсионеры, но и люди более молодые. Оказала помощь и управляющая компания - её сотрудники привезли землю, в которую уже можно было высаживать растения. Теперь перед домом распустились многолетние цветы разных форм и размеров, а рядом приживаются саженцы сирени, яблони, спиреи, калины и других декоративных кустарников и деревьев.
Позже совет дома и управляющая компания реализовали ещё один проект. Наталья Эртман и жильцы в рекордные сроки подготовили необходимые документы для участия в федеральной программе «Комфортная среда», управляющая компания помогла с проектом. Итог - перед домом просторная парковка и новенькая детская площадка.
- Когда я увидела, что я что-то прошу, и мне помогают - вот тут вырастают крылья! Надо не просто просить, надо что-то делать и в помощь к этому уже просить, - говорит председатель совета дома. - Землю, парковку, участие в программах. Тот же детский комплекс установили по программе «Формирование комфортной городской среды». Сейчас на него даже на машинах привозят детей из дворов, где таких площадок нет. Нам не жалко, для детей же делали.
Мне запомнилось, что, когда делали проект для участия в «Комфортной среде», по какой-то причине пропустили небольшую часть забора, который огораживает один из цветников. И ведь никто никого не стал ломать через колено, жильцы просто взяли и доделали остатки забора, - добавляет Павел Щербаков, указывая на часть деревянного палисадника, органично пристроившуюся между металлическими.
Игровая площадка для детей. Кстати, песочницу жители дома сделали своими руками,
а управляющая компания теперь регулярно завозит сюда песок
По словам специалистов управляющей компании, сейчас в Правобережном районе Братска - около 15-ти активно действующих советов домов. Во многих из них ситуация аналогична той, что мы увидели на улице Спортивной, 9. То же благоустройство, ремонты в подъездах, исправно работающая сантехника, разве что видеонаблюдение есть не во всех домах. И всё это благодаря неравнодушным жильцам. И напоследок - любопытная деталь. Специалист по недвижимости Наталья Эртман уверяет, что за эти несколько лет дом стал не только более комфортным для жителей, но и, в некотором роде, вырос в стоимости. Сейчас квартиры в этой относительно отдалённой девятиэтажке в Осиновке стоят, в среднем, не меньше, чем квартиры в 45-м квартале, который считается центром Правого берега.
------------
Подпишитесь на канал «Города» в мессенджере Telegram по ссылке,
узнавайте новости «Города» в Инстаграме,
а также в Яндекс.Мессенджере.