Как соль на рану. Чем вредна пескосоляная смесь, которой посыпают дороги в Энергетике

15 декабря 2020 г. 13:24 5037



2020-й год для братчан оказался богат на неприятные сюрпризы. И речь не только о пандемии коронавируса. Поздней осенью жители Энергетика были немало удивлены тем, что по дорогам и дворам района расползается каша грязно-бурого цвета. Что дороги стали посыпать солью, многие автолюбители и пешеходы определили не сразу. Всё-таки для борьбы с гололёдом реагенты на основе соли на братских дорогах в последний раз использовали ещё в 2013 году. Эксперимент тогда признали неудачным, и с тех пор городские улицы в зимний период посыпают исключительно гравийной смесью. Возвращение соли на дороги сперва удивило братчан, а потом вызвало негодование со стороны жителей Энергетика.

Первыми тревогу забили автомобилисты. Любой ответственный автолюбитель к состоянию машины относится внимательно. И дело не только в безопасности. Содержать автомобиль - удовольствие не из дешёвых. Соль на дорогах в Энергетике уже ударила по кошельку автовладельцев. Один из них, Николай (свою фамилию мужчина просил не называть), рассказал «Городу», что с тех пор, как дороги жилого района стали посыпать солью, мыть автомобиль приходится гораздо чаще - грязная каша липнет на колёса и кузов даже во время небольшой поездки.

- Раньше машину можно было мыть раз в дней десять, с появлением соли пришлось на мойку загонять чуть ли не ежедневно. Это траты. Помыть машину стоит около 300 рублей, вот и считайте, сколько выходит в неделю. А иногда мыть приходится дважды в день, - рассказал Николай. - Машины, которые в Братск привозят из городов, где используют соль или реагенты, ценятся невысоко. Днище у таких машин ржавое. Некоторым автомобилям, чтобы сделать сход-развал, нужно срезать балансировочные болты и покупать новые. Продать автомобиль, который хотя бы пару-тройку лет отъездил по соли, можно будет без особой выгоды. Раньше «б/у-шные» машины, которые ездили по Братску, ценились даже в Иркутске. Похоже, что скоро они сильно упадут в цене.

Не посыпать проезжую часть солью нельзя. Такова позиция дорожников, которые с этого года обслуживают часть улиц в Энергетике. В конце прошлого года суд в Братске, рассматривая иск прокуратуры, постановил передать в федеральную собственность некоторые участки дороги - от аэропортовского кольца вдоль 7 микрорайона, далее по улицам Пирогова и Студенческой. Они были признаны частью федеральной трассы «Вилюй», и ответственность за их содержание перешла от городских властей к Росавтодору, а точнее - к его региональному филиалу Упрдор «Прибайкалье». Поскольку раньше часть федеральной трассы, которая проходит через Энергетик, числилась на балансе города, её, как и другие дороги Братска, посыпали гравием. Новый статус автомобильной дороги повлёк за собой и новые нормативы её обслуживания - как и остальную часть «Вилюя», отрезок трассы, проходящий в городской черте, теперь отсыпают пескосоляной смесью - обычным песком с пищевой каменной солью.

Указанные противогололедные материалы сертифицированы и согласованы к применению в установленном порядке. Содержание участка федеральной автодороги А-331 «Вилюй», проходящего в границах города Братска, без применения химических материалов невозможно ввиду невыполнения требований нормативных документов, - ранее сообщали представители Упрдор «Прибайкалье» «Городу».

Так проходит федеральная трасса «Вилюй» через жилой район Энергетик

Собственно, грязная каша на дороге образуется из-за того, что соль растапливает часть снега и лёд, затем вода перемешивается с песком и остатками того же снега. Получается масса, которая налипает на днища автомобилей, забивается в протекторы шин и с помощью транспорта растаскивается по смежным дорогам и дворам. До снегопадов обычно чистый и опрятный Энергетик представлял собой печальной зрелище - чуть ли не каждый двор утопал в грязи, которую машины приносили с федеральной трассы. Неожиданно ряды противников использования соли на дорогах пополнили владельцы животных. В основном, люди пожилого возраста.

Пенсионерка Валентина Ильинична не сразу обратила внимание на то, что подушечки на лапах её карликового терьера Рикки стали трескаться. Скоро на них появились кровоточащие пятна, напоминающие ссадины, будто по лапам Рикки водили наждачной бумагой. Ещё через несколько дней собака заболела - начались проблемы с пищеварением.

- Такой грязи у нас во дворе на улице Наймушина я давно не видела. Противно, конечно, но гулять с собакой надо. Вот он бегал по этому грязному снегу, а потом дома начинал лапы облизывать, что-то грызть, как будто они у него чесались. Скорее всего, наглотался этой грязи и испортил желудок себе. Я тогда сильно перепугалась. Раньше лапы собаки споласкивала после каждой прогулки, сейчас тоже это делаю, но, видно, этого недостаточно. Когда выпал снег, стало получше, ранки на лапах затянулись, с желудком тоже, вроде, нормально, - рассказала Валентина Ильинична.  

Да и самой пенсионерке соль доставила немало хлопот. Из дома она, как правило, выходит только в магазин или погулять с питомцем, но даже таких небольших прогулок, рассказывает женщина, достаточно, чтобы на обуви образовались разводы. Их приходилось выводить с туфель чуть ли не после каждого выхода на улицу. О том, что соль может разъедать подошвы обуви, Валентина Ильинична знает, но, по её словам, такой проблемы она пока не замечала.

О проблеме с солью в Энергетике говорят не только рядовые горожане. Местные депутаты уже направляли обращение в Упрдор «Прибайкалье» с просьбой отказаться от использования соли или ограничить ее применение на дорогах Энергетика. Об отрицательном ответе мы уже упоминали - нормативы таких ограничений не допускают. Депутат Андрей Антоненков около месяца назад разместил в социальных сетях обращение, в котором призвал людей не молчать, высказываться по поводу нововведений.  

Всего за несколько дней люди прислали мне около тысячи обращений в прокуратуру, в администрацию Братска, в Упрдор «Прибайкалье». Все эти письма уже отправлены адресатам. Считаю, что в пределах города использование соли нужно минимизировать и для снижения негативного эффекта ту кашу, которая образуется на дорогах, нужно убирать чаще, - сказал Андрей Антоненков. - Сейчас ситуация немного стабилизировалась. Но это больше оттого, что установилась температура ниже той, которая по нормативам предполагает использование пескосоляной смеси. Но весной или следующей осенью всё может повториться. Понятно, что дорожники делают свою работу по нормативам, но что это за нормативы, в которых не вписываются интересы горожан?

Бороться с отсыпкой дорог солью сейчас практически не имеет смысла. Дорожники будут ссылаться на федеральные нормативы и будут правы - их в одночасье для Иркутской области и Братска никто переписывать не станет. Между тем, одно из предложений, которое всё чаще звучит в Братске, может вернуть чистоту и опрятный вид Энергетику. В федеральную собственность как продолжение трассы «Вилюй» предлагается передать объездную дорогу, которую в этом случае дорожники обязаны будут привести в порядок (сейчас она находится в плачевном состоянии). На этом настаивает депутат Законодательного Собрания от Братска Светлана Петрук. Перевод объездной дороги и её реконструкция не только решили бы проблему с солью, но и разгрузили бы дороги Энергетика, отправив большегрузы по другому пути. Первостроители, когда прокладывали объездную дорогу, как выяснилось, больше заботились о комфорте горожан, чем нынешнее поколение управленцев.

------------

Подпишитесь на канал «Города» в мессенджере Telegram по ссылке,
узнавайте новости «Города» в Инстаграме,
а также в Яндекс.Мессенджере

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: