Так плохо, что даже хорошо. Любительская киностудия в Братске снимает пародии на эксплуатационное кино

4 февраля 2021 г. 12:02 4252



От редакции. Для начала определимся с терминологией. Что такое эксплуатационное кино? В самом широком смысле - это фильмы, снятые дёшево, не особо качественно и ориентированные на быструю прибыль. В более узком смысле - это целый пласт мирового кинематографа, в основном 60-80 годов прошлого столетия, который поначалу не воспринимался всерьёз как не соответствующий требованиям хорошего вкуса. Тем не менее, часть эксплуатационных фильмов сейчас считается культовой. Собственно, дальше в подробности вдаваться не стоит. Те, кто темой заинтересуется, могут обо всём почитать в Интернете. Для нас тут главное что: братская любительская киностудия со звучным названием «ПЛОХО» через свои пародии на жанровое западное эксплуатационное кино пытается, что называется, познакомить зрителей с иной разновидностью магии кино, не совсем обычной: дешёвой, халтурной, но, тем не менее, притягательной.

Фильмография студии «ПЛОХО» состоит из шести фильмов (последний вышел совсем недавно, в январе 2021 года). Здесь и четырёхминутная короткометражка о гигантском чудовище, и постапокалиптический боевик, и научная фантастика с элементами ужасов и даже пародия на непривычный для нас поджанр «блэксплуатэйшн», повествующий о нелёгких буднях афроамериканцев.

О том, что такое киностудия «ПЛОХО», как снимаются пародии на «плохие» фильмы, и зачем это делается, корреспондент информагентства «ТК Город» поговорил с режиссёром студии Иваном Смолиным (на тот случай, если ещё остались какие-то вопросы, посмотрите короткий ролик от самого Ивана).

«ТК Город»: Киностудия «ПЛОХО» - это сколько человек, и что это за люди?

Иван Смолин: Киностудия «ПЛОХО» - это большое число людей. Сначала было несколько человек. Сейчас человек пятнадцать, наверное. Я специально не считал. Это люди, которым интересно заниматься кино. Они или участвуют в съемках как актёры, или просто помогают. С профессиональным кино никто никак не связан. Кто-то на заводе работает, кто-то - студент. Первые фильмы делали своими силами, потом стали писать, звонить, подходить люди, которым это стало интересно, стали предлагать помощь, спрашивать, можно ли сняться.

- Это какие-то фанаты эксплуатационных фильмов?

- Нет, конечно. По-моему, я вообще не встречал людей в Братске, которые бы такое слово употребляли.

- А вы чем занимаетесь в промежутках между съёмками фильмов?

- Я электрослесарь на заводе.

- Вот как. Профессия не кажется особо творческой.

- Да, профессия пусть и не очень творческая, зато приносит деньги, на которые можно заниматься творчеством. Творчеством вообще зарабатывать на жизнь непросто. Для себя так решил: чтобы в свободное время заниматься творчеством, нужна работа, которая мои, так скажем, моральные ресурсы не будет отнимать, позволяя мне в свободное время заниматься фильмами. Честно говоря, я устроился, куда в своё время получилось устроиться, и оказалось, что место очень даже неплохое.

- Ну а образование ваше с творчеством как-то связано?

- Нет, я по образованию технолог лесозаготовок.

- Хорошо, но как же так получилось, что электрослесарь вдруг стал снимать кино?

- У меня есть друг, у которого в 2015-2016 годах был свой киноклуб в одной из городских библиотек. Он там показывал различные фильмы. Я через него начал показывать фильмы, которые интересны мне. На одном из показов - это был показ кайдзю-хоррора «Франкенштейн против Барагона» (японский фильм 1965 года о гигантских монстрах - ИА «ТК Город») мне захотелось снять небольшую пародию, просто для смеха. Ну и чтобы привлечь народ. Сняли мы ролик «Мудзилла», ушла на это где-то неделя. Показали перед фильмом, и народу «зашло». Да и нам самим, кто участвовал в съёмках, это понравилось. Так и решили продолжать.

- Ваши фильмы достаточно специфические. Специфические картинка, озвучка, даже дубляж. Как технически всё это происходит, кто за что отвечает?

- Все истории придумываю я в одиночку. Если есть идеи, я их записываю - у меня для этого есть специальные тетрадки. Это не столько сценарий, сколько примерный перечень сцен, какие должны быть в фильме. Потом начинаю прикидывать, что нужно для фильма, какие понадобятся костюмы, какие декорации, ещё что-то. Всё это готовлю и только потом зову товарищей, распределяем роли и идём снимать. Как всё отснимем, вся дальнейшая работа тоже на мне: монтирую, озвучиваю всех персонажей, озвучиваю дубляж. Всё - фильм готов.

- Когда пишете сценарий - это какие-то оригинальные идеи или это адаптация фильмов под местные возможности?

- Ну чего-то новаторского в сценариях точно нет. Стараюсь брать какой-то типичный сюжет для жанра в целом и его обрабатывать - вытаскивать саму суть. Ну вот научная фантастика. Что люди представляют в первую очередь? Наверное, путешествие по разным планетам и встречи с инопланетянами. Вот пожалуйста - фильм «Капитан Галактика».

- Аппаратуру какую используете? Качество картинки очень разное. В последнем фильме - прям аутентичная картинка из видеосалонов 90-х.

- Последний раз снимали на VHS-камеру. Один из друзей её «подогнал». До этого снимали на цифровые камеры, потом наложением фильтров старался сделать изображение более «плёночным». Всё это, конечно, создаёт некоторую иллюзию, но всё равно не то. Снятое на плёнку выглядит значительно лучше. Именно для наших фильмов. Да и монтировать проще. Как минимум, не нужно искать фильтры и эффекты. Картинка и без этого выглядит круто.

Со съёмок последнего на сегодня фильма «Смертельный медовый месяц». В руках у Ивана - та самая VHS-камера

- У вас всегда интересные костюмы и реквизит, много натурных съёмок. В «Ультракопе» вы, например, недостроенный Дворец пионеров в Центральном районе со всех сторон захватывали. Люди, которые становятся невольными свидетелями съёмок таких фильмов, как реагируют на такой карнавал кино?

- Бывает, что люди в ступоре останавливаются и смотрят, что происходит. Потом подходят и спрашивают: «Вы что, блогеры»? А когда мы снимали в «Эдеме» (недостроенный Дворец пионеров - ИА «ТК Город»), там в то же время были страйкбольщики (страйкбол - игра с использование пневматического оружия со слабой ударной силой - «ТК Город»). У них там было какое-то своё действо страйкбольное, на нас сильно матерились и говорили, что вот опять какие-то дети пришли. Хотя мне 32 года и я, возможно, постарше некоторых из них был.

- Ну так в итоге сняли, что хотели?

- Да. Но приходилось со страйкбольщиками делить площадку.

- Какой из ваших фильмов вам больше нравится?

- Мне всегда нравится фильм последний, потому что ты им занимаешься на протяжении долгого времени. Ну а вообще, «Ультракоп», о котором уже говорили. Он и единственный полнометражный, и много сил на него было потрачено. Только на постпродакшн ушло два месяца - столько я монтировал и озвучивал.

- То есть, в среднем, производство фильма занимает несколько месяцев?

- Это только в том случае, если заниматься этим каждый день. Тогда да, в несколько месяцев можно уложиться. Но это же просто увлечение - поделал что-то с фильмом раз в неделю, отложил на какое-то время. Меня же никто не торопит.

- Сколько времени потребовалось для съёмок «Ультракопа»?

- Восемь месяцев. Хотя вот последний получасовой фильм делался год и месяц. Это не потому, что фильм какой-то сложный. Просто были другие дела.

На съёмках «Ультракопа 2000» в «Эдеме»

- Фильмы где можно посмотреть? Понятно, что ссылку на ваш Youtube-канал мы сделаем в публикации. Но всё-таки проводите ли публичные просмотры?

- Публичных показов мы много не делаем. Раньше проводили показы в библиотеках, но сейчас из-за пандемии туда не пускают. Недавно был показ в одном из пабов.

- И как в пабе люди реагировали?

Да положительно. Каждый раз, конечно, есть волнение перед показом. Думаю: вдруг будут сидеть и молчать, скажут «не смешно» и вообще показывают какую-то дичь. Но, как ни странно, люди понимают, о чём эти фильмы, для чего это, смеются там, где нужно, и реагируют на происходящее в фильме так, как и было задумано. Конечно, всегда есть люди, которые совсем не воспринимают наши фильмы как кино. Но у нас аудитория маленькая - в ней очень мало случайных людей.

- Давайте представим, что я - один из таких случайных людей. В чём вообще прелесть плохого фильма? В одном из ваших роликов вы говорите, что сознательно делаете плохое кино. Зачем?

- Я представляю искусство как одну бесконечную плоскость, на которой посередине стоит высокий Олимп, и все пытаются на этот Олимп взобраться. Ну понятно, почему: там популярность, слава, деньги. Но все забывают, что вокруг этого Олимпа - огромное пространство, по которому можно двигаться. Можно ведь развернуться и пойти в другую сторону, и это тоже будет по-своему интересно.

- Ну так а что лично вас в таких фильмах привлекает? Или дело просто в том, что это можно легко и дёшево снять? Но даже для того, чтобы снять дёшево и легко, нужно понимать специфику.

- Сложно объяснить. В таких фильмах своя особая атмосфера. Её, наверное, надо почувствовать. Вообще, я не самый большой фанат эксплуатационного кино. Я в принципе фанат кино как такового. Среди эксплуатационных фильмов тоже есть свои шедевры, которые, как мне кажется, недооценены. На самом деле, интересно копаться вот в таком хламе, чтобы, в первую очередь, для себя находить что-то особенное и интересное.

- То есть неподготовленным и без понимания контекста лучше за просмотр эксплуатационного кино не браться?

- Да, лучше, конечно, подготовиться. Как минимум, стоит поинтересоваться, что это, и чем эксплуатационные фильмы отличаются от обычных.

Постеры для своих фильмов на студии делают тоже в особой, присущей конкретному фильму, стилистике

- Вы же участвовали в каких-то фестивалях со своими фильмами. Расскажите.

- Да, несколько лет назад мы участвовали в Russian Elementary Cinema. Фестиваль этот проходит в Иркутске. Сейчас он стал фестивалем патриотического кино. Но наш фильм «Мак Фьюри» о чернокожих ребятах каким-то образом туда затесался и поучаствовал. Нам дали приз за лучший экспериментальный фильм. Но я не думаю, что там особенно сравнивали наш фильм с какими-то другими. Просто дали приз за то, что мы приехали.

Был ещё фестиваль «Капля» в Москве, там участвовал «Капитан Галактика на планете женщин-вампиров». Это фестиваль хорроров, и у нас фильм, вроде, такой немножко хоррорный, так что и его приняли туда. Я ездил в Москву, фестиваль оставил странное впечатление. На показы почти никто не ходил. Я пришёл на один из показов и сидел один. Но на церемонии награждения были какие-то звёзды, какой-то бомонд. Но я к тому времени уже уехал, не получалось дольше остаться. На том фестивале мы ничего не получили.

- А современное кино смотрите? Что думаете по поводу голливудского и отечественного кино? Что стоит смотреть?

- Да всё можно смотреть. Даже зная заведомо, что фильм плохой, из него все равно можно извлечь для себя какую-то пользу. Готовы ли вы тратить на это время - другой вопрос. Что касается российского кино, то, конечно, всё это похоже на ширпотреб не самого высокого качества, по крайней мере, что касается комедий или ужасов. Точнее, попыток сделать ужасы. Но радует, что у нас получаются хорошие драмы, грустные фильмы или какой-то дремучий арт-хаус. Это у нас умеют делать и делают, я считаю, хорошо.

У нас пытаются создать какую-то индустрию, но пока что-то не складывается. Возможно, и не нужна у нас никакая индустрия, а нужно поддерживать режиссёров-личностей вроде Алексея Балабанова или Александра Рогожкина (снял «Особенности национальной охоты» - «ТК Город»). Может быть, авторское и, в то же время, народное кино - это особый российский путь.

Что же касается голливудского кино, то, на мой взгляд, оно тоже переживает не лучшие времена. Сейчас там на творческий процесс слишком сильно влияют политика и пропаганда. Через кино нам транслируются ценности и идеи откровенно идиотские. В попытке всем угодить киноделы зачастую жертвуют логикой и здравым смыслом. В мейнстриме это было всегда в той или иной степени, но нынче это особенно заметно и это не может не раздражать.

Съёмки фильма «Капитан Галактика на планете женщин-вампиров»

- В Братске ведь тоже несколько лет назад снимали фильмы? Что думаете о творчестве «коллег по цеху»?

- Сложно судить «коллег». Мне повезло свою нишу занять - удариться в «плохое» кино. Делать плохое кино проще, просто потому, что для этого не нужно много денег. Ну а те, кто пытался делать качественное крутое кино, как большие режиссёры, пытались выдать свою картинку за что-то качественное, покупали хорошие камеры и так далее - у них, на мой взгляд, получилось не очень. Магия кино - она же не в технике и не в её стоимости. А в чём-то другом.

Но, в любом случае, я только за, когда в Братске снимают фильмы. Те же «Карусели» (криминальная драма, снятая в 2013 году в Братске - «ТК Город») я с большим интересом смотрел. Помню, что в 2007-м чуть ли не у каждого была рок-группа. Странно, что сейчас такого не происходит, но уже по части кино. Я был бы очень рад, если бы в Братске было больше разных киностудий.

- У каждого есть сейчас мобильный телефон и аккаунты в соцсетях. Кино некоторые люди снимают каждый день и выкладывают его в сторис «Инстаграма». Так что, в некотором роде, киношников в городе много.

- Да, действительно, тут вопрос в том, что сейчас можно считать кино.

*****

Во время интервью «ТК Город» попросил Ивана Смолина составить небольшой список фильмов, которые стоит посмотреть, если вас вдруг заинтересовала тема малобюджетного кино. Все фильмы, кстати, есть в открытом доступе. Их довольно легко найти через любой поисковик. 

«Годзилла» (1954 год, Япония)

«Санто против вампирши» (1962 год, Мексика)

«Робинзон Крузо на Марсе» (1964 год, США)

«Чёрный самурай» (1976 год, США)

«Новые варвары» (1983 год, США)

«Триллер: жестокий фильм» (1973 год, Швеция)

******

Сообщество киностудии «ПЛОХО» в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/plohoclub

Канал студии «ПЛОХО» на Youtube (там выложены все фильмы): Киностудия PLOHO

------------

Подпишитесь на канал «Города» в мессенджере Telegram по ссылке,
узнавайте новости «Города» в Инстаграме,
а также в Яндекс.Мессенджере

 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: