О проблеме с бездомными животными в последние годы говорят всё чаще. С одной стороны, в этой сфере всего за несколько лет произошли кардинальные изменения. Отловленных собак теперь нужно стерилизовать, вакцинировать и выпускать на волю. Сейчас власти обсуждают планы строительства в городе государственного приюта для животных, куда, вероятно, будут свозить собак не только из Братска, или (другой вариант) выделения бюджетных грантов частным приютам, которых становится всё больше. Между тем, количество бездомных животных, если и не растёт, то уж точно не уменьшается. По подсчётам специалистов, только в Братске обитает свыше тысячи бездомных собак.
Сейчас отловом безнадзорных животных, а, вместе с тем, их вакцинацией и стерилизацией занимается индивидуальный предприниматель Сегренёв (ИП Сегренёв). В его распоряжении - своя небольшая команда по отлову и свой недавно открытый приют «Белый Бим» в Падуне.
Пожалуй, главный человек во всей этой системе - Антон Попов. О себе говорит: «отловщик», «ухаживальщик» и «выпускальщик». То есть, вся работа по обращению с животными фактически держится на нём.
Изначально журналисты информагентства «ТК Город» планировали посетить приют «Белый Бим», чтобы посмотреть, в каких условиях содержат отловленных собак. Однако в посещении приюта его владельцы журналистам отказали. Но предоставили несколько фотографий, по которым можно представить, как живут «бездомыши». С самим Антоном Поповым тоже удалось пообщаться и узнать его взгляд на проблему безнадзорных животных. Как её решать, сколько это стоит, и почему частных приютов в Братске открывается всё больше.
Антон Попов
ИА «ТК Город»: Изначально была идея посмотреть, в каких условиях содержатся в приюте «Белый Бим» отловленные собаки. Но вы отказываетесь пускать туда журналистов. Почему так?
Антон Попов: Потом под материалами журналистов люди в соцсетях пишут разные плохие комментарии. Хочу себя от этого оградить.
- Что за комментарии?
- Что в приюте не кормят собак, что они содержатся в нечеловеческих условиях, собакам холодно, и тому подобное. Некоторые не понимают, что собаки уличные. Они жили на улице. У меня в приюте тоже уличные условия. Для собак, на самом деле, в приюте только один плюс - их кормят.
- Не проще ли в таком случае как раз позвать журналистов и всё показать?
- Всё люди разные. Некоторые комментаторы, сидя на диване, думают, что собака тоже должна сидеть на диване. Но у меня нет диванов для собак. Многое людям просто не объяснишь. Но тем, кто считает, что в «Белом Биме» что-то устроено неправильно, я могут ответить: нас проверили уже все надзорные органы, которые могли. И всё у нас правильно. Даже ОБЭП (отдел полиции по борьбе с экономическими преступлениями - ИА «ТК Город») проверял. И не нашёл никаких нарушений.
- Хорошо. А как открылся приют «Белый Бим»? Он ведь совсем новый.
- Я раньше работал отловщиком. Потом, когда начались проблемы у моих работодателей, которые как раз выражались в том, что отловленных собак надо было отвозить в приют, я организовал приют.
Бездомные собаки в приюте «Белый Бим»
- Как вышло, что едва приют открылся, вы, а точнее, ИП Сегренёв, заключили муниципальный контракт с мэрией на обращение с бездомными животными?
- Дело в том, что ИП как раз открывалось для этого муниципального контракта. Никто не хотел выходить на подряд по оказанию услуг по обращению с бездомными животными. В администрации нас попросили помочь, потому что подрядчика через аукцион найти не получалось.
- А почему именно вас? Вы до этого с администрацией уже работали?
- Да. Ещё некоторым предпринимателям предлагали. Но они не захотели этим заниматься.
- В феврали власти объявляли электронный аукцион. Не проще было выйти на аукцион?
- Для того, чтобы выйти на аукцион, мы должны выполнить ряд условий. Например, чтобы на специальном счете лежала некоторая сумма денег. Но денег у меня нет, чтобы я просто так туда их положил. Администрация сейчас снова будет искать подрядчика через электронный аукцион. Пока подрядчика не найдут, будем работать мы по муниципальному контракту. По существующему контракту уже всех собак отловили. Сейчас мы с ними все процедуры сделаем и выпустим на прежнее место обитания. Если мэрия не найдёт подрядчика через торги, то опять заключим маленький прямой договор.
- Что в контракте прописано: сколько нужно отловить собак или сумма?
- Сумма.
- И сколько уходит у вас на одну собаку? По документам того аукциона, что мэрия объявляла, а потом отменила, на одну собаку должно было уходить чуть больше 5 тысяч рублей. Это и на содержание, и на ветеринарные процедуры.
- Этого очень мало. Каждая собака из тех, что мы выпустили (речь идёт о первых собаках, которых вернули в среду обитания после вакцинации и стерилизации - ИА «ТК Город»), нам обошлась почти в 13 тысяч рублей.
- Что стоит дороже всего?
- Стерилизация. Она стоит 4,5 тысячи рублей.
- То есть изначальная сумма на обращение с одной собакой очень низкая. Какой же вам смысл этим заниматься?
- Надеюсь, что денег добавят. Проблема с бездомными собаками очевидная и острая. Чтобы её решить, нужно больше денег.
- То есть вы полагаете, что такая система отлов-вакцинация-стерилизация и выпуск будет и дальше существовать, никаких изменений не предвидится?
- Предвидится только то, что будет меньше собак в городе. Но лично я считаю, что собак в городе вообще быть не должно.
Выпуск на прежнее место обитания первых
стерилизованных бездомных собак широко освещался в братских СМИ
- Насколько большой ваш приют?
- 30 на 15 метров. По закону, на одну собаку должен приходиться один квадратный метр. То есть около 40 собак спокойно у меня там может сидеть. Сейчас сидят около 30-ти.
- Это все те, которых отловили?
- Нет, не все. Недавно подкинули нам шесть маленьких щеночков. Все остальные - отловленные.
- Около десятка собак вам удалось пристроить хозяевам. Во всяком случае, так отчитываются власти. Действительно для бездомных псов нашлись хозяева?
- Вообще, мы больше пристроили собак. В мэрии даже звонили хозяевам животных - проверяли, действительно ли они их забрали. Так всё серьёзно. Некоторых собак удалось пристроить через волонтёров. Нескольких забрали мои друзья, которые работают в лесу. Они просили больших собак, были готовы их кормить за то, что они будут охранять их от волков.
- Городские собаки разве для этого подходят?
- Конечно, такие волкодавы по улицам бегают! Может, волков и испугаются, но, по крайней мере, смогут голос подать, оповестить об опасности.
- Сейчас в правилах обращения с животными без владельцев указывается, что вы должны размещать фотографии животных в Интернете, чтобы найти им новых владельцев. Делаете это?
- Да, у нас на Фейсбуке есть страница.
- Сделаем на неё ссылку?
- Лучше не надо. А то опять придут комментаторы, опять начнут писать, что я такой-сякой. Я уже об этом говорил.
- Хорошо. Как вы относитесь к идее, что собак не нужно выпускать обратно на улицы, даже стерилизованных и вакцинированных? Сейчас об этом многие говорят. Тот же мэр Братска.
- Повторюсь, что считаю, что бездомных собак вообще в городе быть не должно. Я готов содержать животных у себя в приюте. За деньги, конечно. 200 рублей уходит в сутки на содержание собаки. Так прописано в том договоре, который заключён с администрацией. 30 собак - это 6 тысяч рублей в день, или 180 тысяч рублей в месяц. За такие деньги я готов смотреть за собаками.
- Но ведь проблему с бездомными собаками это не решит.
- Нет, не решит. Я могу сказать, что решит: умерщвление. Но я против такого подхода. Я люблю собак. По-хорошему, нужно решать другую проблему. Из-за неё увеличивается популяция животных на улицах. Нужно вводить серьёзные штрафы для тех, кто бросает животных. У домашней собаки должен быть паспорт, прививки и всё прочее. Если этого нет - тоже штраф. Так отношение человека к тем, кого приручили, будет более ответственным.
- Наверняка вы слышали об идее построить государственный приют для 300 собак в районе Энергетика. На это планируют потратить 23 миллиона рублей. Как владелец приюта, не считаете, что это дорого?
- Это недорого. Если с нуля строить, то этих денег ещё и не хватит. Чтобы подготовить площадку, коммуникации и всё сделать по уму, нужно много денег. Больше, чем 23 миллиона рублей. Но, на самом деле, с этим приютом лично мне было бы легче работать. Можем закрыть свой приют и привозить собак в новый государственный. У меня бы появилось больше свободного времени.
- Почему в последнее время так много открывается частных приютов? Ещё лет семь-восемь назад их можно было пересчитать по пальцам одной руки. За последнее время открылось очень много. Проблема бездомных животных стала больше волновать людей?
- Это бизнес.
- Так, а в чём бизнес-модель? Как на бездомных собаках можно зарабатывать деньги?
- Объявляют сбор. Давайте поможем всем миром - на пищу, на лекарства и так далее. И какую-то часть денег тот, кто объявляет сбор, наверное, оставляет себе. Сам я таким никогда не занимался. Не говорю, что так делают сплошь и рядом - лично знаю нескольких волонтёров, которые тратят ровно столько, сколько собирают. Но контроля в этой сфере почти никакого нет, так что не исключено, что где-то деньги могут до собак не доходить.
- А можно, на ваш взгляд, создать приют, который будет не только решать важную социальную задачу - убирать собак с улиц, но и приносить прибыль? Без вот таких обманных схем?
- Можно. Даже есть примеры. Я видел такие приюты, где вход платный. Хочешь зайти посмотреть, как в мини-зоопарк - плати. Но там, как правило, содержатся на только собаки. Это как контактный зоопарк. Даже у нас в Братске можно, например, заплатить деньги и покормить лося.
- Но лоси по улицам не ходят. А собак можно и бесплатно покормить.
- Да, это сейчас. Но ведь когда-нибудь собак на улице не будет.
------------
Подпишитесь на канал «Города» в мессенджере Telegram по ссылке,
узнавайте новости «Города» в Инстаграме,
а также в Яндекс.Мессенджере.