Утром к Падунскому суду спешат люди. В здание заходят небольшими группами. Это кондукторы и водители муниципальных автобусов – для многих из них судебные тяжбы в новинку. Говорят, что пришли сюда отстаивать свои права на достойную зарплату. Уверяют: руководство МП АТП начисляет им зарплату по сильно заниженным тарифам.
Наталья Ермилова, кондуктор: Я вот сейчас получаю, если выработаю часы и привезу план, я получаю десять тысяч. А должна, по расчётам, получать двадцать тысяч. Ну, двадцать - двадцать две тысячи должна получать. Нам сделали перерасчёты, наш бухгалтер – мы нанимали человека – перерасчёты сделала. И вот мы пришли судиться. У меня, например, насчитали восемьдесят шесть тысяч за четыре месяца к зарплате.
Цифры, как говорят работники автотранспортного предприятия, взяты не с потолка. Расчёты они производили, основываясь на так называемом «Межотраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту». Текст его нетрудно найти в интернете. Но факт его существования, как правило, замалчивается руководителями транспортных предприятий. Ведь там прописываются суммы, которые, как правило, невыгодны работодателям. В частности, там говорится:
"Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2014 года в размере 5554 рублей в месяц".
Важно отметить: это только первый разряд. В основном в АТП работают люди с более высокими разрядами, а значит и тарифная ставка для них выше. К базовой ставке плюсуем северные и районные коэффициенты. И в итоге, по расчётам сотрудников АТП, их зарплаты должны вырасти в 2-3 раза: у кондукторов от 20 до 30 тысяч, водители должны и вовсе получать до 60 тысяч рублей. И так каждый месяц. Возможно, на следующей неделе это подтвердит суд.
Сейчас в Падунском районном суде рассматриваются иски 69 работников автотранспортного предприятия к своему руководству. Но сами «автобусники» говорят, что это не предел. Исковые заявления написали ещё более 20 человек. По ним суд должен принять решение в ближайшее время, скорее всего, в июне.
Практика других городов показывает, что в подобных спорах суд встаёт на сторону работников, и им начинают начислять зарплату так, как того требует межотраслевое соглашение. Под действие документа попадают не только водители и кондукторы автобусов. Повышенную зарплату должны начислять и работникам Братского троллейбусного управления. Но пока исковых заявлений в Братский городской суд они не писали.