Рубрика "Уголок ворчуна": Покорение Ангары как бетонный столб и статуя

20 октября 2014 г. 15:02 3851



Двадцать третьего сентября в день 60-летия Братскгэсстроя был открыт памятник первостроителям ГЭС и города. Памятник городу, безусловно, был нужен, причем ещё 10 лет назад, но в событии, которое произошло 23 сентября, нас интересует только сам памятник.

Надо сказать, что памятник посвящен в первую очередь Ивану Наймушину - почетному гражданину города и первому начальнику Братскгэсстроя.

Ничуть не умаляя заслуг Ивана Ивановича, отметим, что памятник ему уже есть. Правда, на территории, которая для посещения горожан закрыта. А первостроители удостоились трех небольших фигурок наверху стелы. К памятнику также прилагается памятная плита, которая как бы «точкует» место Братска на карте родины, сверху от Байкала. Радует, что так доходчиво, видимо для тех, кто заблудился.

В целом же массивные геометрические объёмы выдают в монументе стиль «поселковый ампир», и потому сам по себе монумент какого-то особенного эмоционального отклика в душе не находит.

Откровенно говоря, памятников, подобных этому, созданных по принципу «некто стоит возле нечто, а сбоку или позади бетонный куб» (в тех или иных вариациях), безликих, серых, с наполненностью примитивным, как дрын, символизмом, в стране тысячи. Это вообще не столько проблема конкретного скульптора, сколько дань традиции – «установили - разрезали ленточку - отчитались».

Думаю, никто не поставит под сомнение, что монумент все-таки должен иметь нечто общее с искусством. А искусство от «неискусства», если выражать мысль крайне сжато, отличает, прежде всего, реакция зрителя (читателя или слушателя). Если есть какие-то размышления и переживания у человека по поводу увиденного (прочитанного или услышанного) – да, это искусство. Например, поэма Евгения Евтушенко «Братская ГЭС», первая строка которой стала крылатой фразой, обессмертила поэта и переиначена уже на сотню раз, – это искусство. А памятник первостроителям той же ГЭС – это, извините, хоть что-то к юбилею, лишь бы стояло. И стоять будет очень долго. Только в качестве памятника равнодушия сегодняшнего поколения к своему городу.

Да, художника любой обидеть может. Евгения Евтушенко, кстати, и тогда обидными словами поносили, и сейчас не все добром вспоминают (поэт ныне здравствует в США). Вместо поэмы «Братская ГЭС» он мог бы написать типичную для того времени, штампованную и приторно- славословную оду советским строителям, которых в то время тоже, как и одинаковых памятников, было тысячи. Но где теперь эти оды? Да нигде. А поэма «Братская ГЭС» каждым новым поколением будет восприниматься по-новому. Скажете: то стихи, а то бетон! Нет. Неправда. И слова, и музыка, и скульптура (монумент) подобны друг другу. Например, когда глядишь на скульптуры Даши Намдакова, то невольно слышатся гортанные крики степняков, скульптуры Элгуджа Амашукели пробуждают вкусовые воспоминания (к примеру, вкус грузинского вина), и кажется, что до тебя доносится хоровое пение горцев. Созданное Михаилом Шемякиным вообще вызывает настолько сложную гамму чувств, что первой (и ошибочной!) реакцией на такой явный «перегруз» ощущениями может стать неприятие. Ну, а памятник первостроителям? Его просто огибает ветер. Стоит, и ладно.

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: