В региональной программе капремонта допущена системная ошибка, но её ещё можно исправить

27 декабря 2014 г. 22:04 12785



Если, конечно, она не преднамеренна.

Люди не хотят и не будут платить за капитальный ремонт в рамках региональной программы. Причем ситуация со временем имеет тенденцию к ухудшению. А поскольку сфера ЖКХ часто "приватизируется" политиками в качестве аргумента во время выборов, то проблема неплатежей грозит стать шире проблемы отдельной отрасли.

Здравствуйте. Меня зовут Кирилл Бакуркин, я автор этого текста. Я работаю редактором многотиражной газеты «Горожанин» в Братске и одновременно являюсь специалистом по связям с общественностью в управляющей компании «Жилищный трест». Мне достаточно часто приходится общаться с жителями (собственниками домов) и за 6 лет работы я научился слышать и воспринимать и позицию собственников, и позицию работников ЖКХ. Это даёт мне большое преимущество в понимании сложившейся ситуации. Однако в двух словах её не опишешь, необходимы короткий экскурс в историю и некоторые объяснения.

Что такое 40 лет для России?

Хочу напомнить, что хотим мы этого или нет, но политическая, а часто и экономическая ситуация в нашей стране больше зависит от личности, которая находится в должности генерального секретаря или президента. И каждый раз смена руководства страны вела или к радикальной смене политического или экономического курса или же к небольшим переменам, которые, тем не менее, постепенно меняли вектор развития государства и в итоге отменяли прежний курс.

А теперь задумайтесь: за последние 98 лет нашей истории дольше всех у власти был Иосиф Сталин (29 лет), а так называемый брежневский застой продлился всего 18 лет. Эти 18 лет из 98-ми были единственным временем, когда страна не переживала каких-либо потрясений.

Но слово «стабильность» в России стало обретать отрицательные коннотации, поскольку на уровне народной памяти закрепилось убеждение в том, что ничего хорошего после стабильности не бывает. Это очень плохо для страны, поскольку подавляющее количество моих соотечественников уверено, что через 15-20 лет в России все будет иначе и, скорее всего, никому не удастся избежать потрясений. Это не мы такие. Это опыт у нас такой.

Подчеркну, я не кликушествую. Я просто описываю, пусть поверхностно, менталитет простого человека, которому региональный Фонд капитального ремонта предложил заплатить на 20-40 лет вперёд.

Важны не столько суммы, сколько итоги

Фонд капитального ремонта объявил, что ремонт будет возможен только после 25, 30 или 40 лет после начала сбора средств, и тем самым он сразу лишил логической связи сам процесс капремонта и процесс сбора денег. И это в тот момент, когда люди боятся инвестировать даже на пять лет вперёд.

Разумеется, позже было заявлено, что программа капремонта будет «актуализироваться», т.е. сроки капремонта будут приводить к реальным потребностям домов. То есть если в моём доме капремонт, согласно опубликованным планам фонда, планируется провести через 39 лет, а лифт, согласно техрегламенту, должен будет навечно встать через год, то он будет заменен через год. Об этом мне рассказали сами представители Фонда. И я этому рад.

Единственное, я не понимаю, почему для того, чтобы услышать такое простое объяснение, мне пришлось идти в городскую администрацию в качестве журналиста на брифинг первого заместителя генерального директора Фонда Ириной Гладышевой. Странно, что об этом вообще пришлось спрашивать. Мне кажется, именно этот вопрос надо было озвучить ещё до начала разговора с журналистами. И даже до начала сбора средств. Мне кажется совершенно диким, что областные чиновники не понимают этих очевидных вещей.

Я услышал представителя Фонда, но не уверен, что это объяснение услышала значительная часть населения (хотя в своём издании мы его приводили). До сих пор убеждаюсь в том, что  первое и основное, что поняли люди, были как раз те самые 20, 30 или 40 лет сбора средств до начала ремонтных работ, и переубедить их в обратном - труд не меньший, чем создание самого Фонда.

В январе 2014 года, зная о том, что в сентябре-октябре стартует программа капремонта, предвидя реакцию горожан, я, как редактор газеты, поехал в Иркутск к тогдашнему министру ЖКХ Евгению Селедцову, который заверил меня в полной открытости Фонда и в том, что пресловутая «актуализация» будет проведена до начала платежей. Однако Евгений Селедцов больше не министр, и за свои слова ответить не может. Интервью с ним было опубликовано в нашей газете за 8 месяцев до начала сборов, а за 7 месяцев в нашей газете был уже опубликован тариф, и любой горожанин мог легко посчитать, сколько составит его будущий платеж. Наша газета выходит тиражом 40 000 экземпляров (всего в городе примерно 90 000 адресов), но никакой реакции братчан на эту публикацию не последовало. В газету не поступило НИ ОДНОГО звонка по поводу капремонта, хотя по другим газетным статьям люди высказывались очень охотно. А спустя 7 месяцев братчане взбунтовались и «проголосовали» неплатежами именно из-за сроков работ, которые обозначил Фонд. Заплатить 500 рублей с трехкомнатной квартиры может подавляющее количество горожан, но они не будут этого делать, поскольку не представляют себе, какова цель вложения.

ЖКХ уже не то, что было раньше

Рискну предположить, что областные чиновники в какой-то момент решили, что «прокатит» и так. То есть без предварительной и муторной работы по выявлению самых первых задач для ремонта, без визуального осмотра домов, без составления четких ежегодных планов. Хотя, замечу, управляющие компании и правления ТСЖ прекрасно знают ситуацию на своём жилфонде, знают её, впрочем, и в муниципалитетах.

Но не прокатило.

Областные чиновники, видимо, забыли, что времена изменились. Сегодня управляющие компании собирают деньги на текущий ремонт и ежегодно отчитываются о потраченных средствах по каждому дому. Вдобавок ежегодно публикуют на своём сайте план предстоящих работ - тоже по каждому дому. Формируется этот план исходя из осмотра зданий, просьб и жалоб собственников дома. Люди, которые интересуются состоянием своего дома (разумеется, есть и те, которые считают, что платят управляющей компании за ремонт своей квартиры), об этом знают. У них есть пример правильной и открытой работы.

Но региональный Фонд почему-то решил все эти необходимые процедуры проигнорировать (во всяком случае, так это видится обывателю, на чьё место чиновники себя поставить не могут).

Притом что полноценного капитального ремонта в области, да и в стране не было уже 23 года. Работы, которые велись за счет федеральных средств (по 185-му ФЗ), можно сравнить  с комариными укусами. Государственные средства нельзя допускать к тратам на ремонт частной собственности. Впрочем, я знаю, что есть иное мнение, и готов поспорить, но в ином месте. И на фоне этих «безремонтных» десятилетий оказалось, что следующие 20-40 лет тоже вполне терпимы. Кто же теперь поверит в то, что Фонд не является аферой регионального масштаба?

Фонд капитального ремонта допустил фатальную ошибку, которая рубит под корень это теоретически благое и правильное начинание. На самом деле в умелых руках программа капремонта могла бы не только стать «школой собственника» (а именно чувства собственника своего дома не хватает жителям обшарпанных подъездов), но и в значительной мере продвинуть малый бизнес (читай – увеличить количество налогов в городской бюджет) в сфере строительства.

Необходимо разделить деньги на время для каждого собственника

История не знает сослагательного наклонения. Но если бы жители области имели совершенно четкую картину будущих работ, четкую картину платежей по своему дому и не менее четкое представление о долгах, проблема неплатежей существовала бы только в «фоновом» уровне. Неплательщики есть всегда и везде. Если сложить все задолженности населения региона, этой суммы могло бы хватить на пару лет работы Фонда.

Однако ситуацию ещё возможно исправить.

Идеальная квитанция, которую должен получать житель, за вычетом из неё личных данных плательщика, должна выглядеть так:

Адрес: ул. Ленина, 24б.

Площадь дома – 2345 кв. м

Кол-во зарегистрированных жителей – 236 человек.

Количество собственников – 124 человека.

Тариф на капремонт – 11 руб. 32 коп.

Ожидаемый сбор за год – 567 000 руб.

Ожидаемая поддержка областного бюджета (зависит от сбора дома) – 78 343 руб.

Расчетный сбор в месяц – 47 250 руб.

Собрано на октябрь 2014 года - 23 000 руб.

Фактическая поддержка бюджета по итогам сбора – 23 руб.

Сроки капремонта и его ориентировочная стоимость:

2015 год – ремонт отмостки – 25 пог. метров. Стоимость – 134 тысячи рублей*

2016 год – замена лифта во 2-м подъезде. Стоимость - 1 500 000 руб.

2017 год – замена части мягкой кровли. Стоимость – 250 000 руб.

2018 год – накопительный период.

2019 год – накопительный период.

2020 год - установка детского городка, благоустройство придомовой территории.

2021 год – замена лифта в 4-м подъезде. Стоимость – 1500 000 руб.

2022 год - накопительный период.

2023 год – накопительный период.

*Стоимость работ приведена ориентировочно по состоянию на сентябрь 2014 года и выведена из средней стоимости АНАЛОГИЧНЫХ работ, которые проводились на жилом фонде вашего города. Она может быть изменена в меньшую или большую сторону.

Поясню. Поскольку деньги фактически собираются в один муниципальный «котел», то «накопительный период» это ещё и возврат долга за превышение стоимости работ над фактическим сбором.

Уверяю вас, это единственный способ попросить (не заставить!) людей платить за капитальный ремонт с осознанием того, что их не обманывают.

При этом я советую сразу не верить словам чиновников о том, что выпуск такой квитанции технически невозможен. Это неправда. Расчетно-кассовому центру в Братске, который занимается расчетом и перерасчетом по индивидуальным и общедомовым приборам учета холодной и горячей воды, в условиях меняющихся тарифов, правил учета, добавления в базу новых приборов и выхода из строя старых, и просто забывчивости жильцов, удается ежемесячно (!) в течение нескольких дней сформировать и отпечатать примерно 90 000 квитанций. Вся эта работа проводится усилиями 10-15 человек и одной компьютерной программы.

Я советую сразу не верить словам о том, что «таков федеральный образец квитанции» и «мы не можем нарушать законодательство». Это тоже неправда. В предложенных условиях это единственно возможный вариант сбора средств. Федеральное законодательство не запрещает говорить людям правду. И надо помнить, что открытость Фонда в планах и тратах – та самая грань, которая отделяет аферу от благого начинания.

P.S. Я часто слышу (вот сегодня, например, в очередной раз), что региональный фонд не более, чем новая кормушка для чиновников. Когда подобное говорят об управляющей компании, я поступаю просто – прошу посмотреть перечень проведенных работ, количество заплаченных жильцами денег и ознакомиться с планами на будущий год. Это не я владею информацией как журналист, а сами собственники могут обратиться к ней в любой момент. В отношении регионального Фонда мне просто остается молча пожать плечами. Мне нечего сказать, никаких аргументов, чтобы убедить людей платить по счетам, у меня нет.

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: