Интернет-портал «Город» продолжает рассказывать о домах-должниках. Каждую неделю мы выбираем один из домов в Братске, задолженность жителей которого составляет приличную сумму. Безусловно, в каждом многоквартирном доме, наряду с неплательщиками, есть и ответственные жильцы, которые понимают, что их квартплата идёт на ремонт подъездов, поддержание нормального функционирования инженерных сетей и так далее. Впрочем, встречаются и такие, из-за которых подъезды представляют собой довольно унылое зрелище.
КВАРТИРА С ДОЛГОМ ЗА ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
Дом: улица Пихтовая, 28а . Долг за текущий ремонт и содержание: 430 590 рублей
Этот дом по сумме долга в антирейтинге домоуправления находится в лидерах. «Этот и ещё один дом на Баркова», - поправляют нас представители управляющей компании «Жилтрест», с которыми мы встретились, готовя этот материал. Но дом на Баркова большой, восьмиподъездный, что объясняет шестизначную сумму долга. На Пихтовой, 28а ситуация иная.
- У нас есть квартира, которая задолжала за ремонт и содержание аж за 304 месяца! – с ходу рассказывает журналистам мастер домоуправления Мария Вихарева.
304 месяца – это 25 лет. Четверть века собственник одной из квартир не платит за содержание и текущий ремонт! За это время набежала сумма, из-за которой небольшая четырёхподъездная «хрущёвка» стала одним из лидеров по неплатежам среди подобных и среди бОльших по площади домов. 280 тысяч рублей долга накопила одна из собственниц. Многодетная неработающая мать Екатерина (фамилию называть не будем) дверь ни журналистам, ни домоуправам открывать не стала.
- У меня снимали и с карточки деньги, и с книжки снимали четыре года, - рассказала Екатерина. – Сейчас всё под арестом находится. Я многодетная мама, у меня четверо детей. Я воспитываю их одна. Нигде пока не работаю, потому что у меня ребёнок то болеет, то ещё что-нибудь. И младший брат у меня под опекой.
Неплательщики (особенно злостные) с журналистами и мастерами домоуправления предпочитают общаться через закрытые двери.
Денег Екатерине едва хватает, чтобы сводить концы с концами. И что с её долгами делать - никто не знает. Выселить на улицу из собственного жилья невозможно. Да и просто по-человечески выселять многодетную мать как-то неправильно. Так что к неплательщице даже сотрудницы домоуправления относятся с сочувствием.
Впрочем, двадцатипятилетние неплатежи Екатерины – это лишь половина долга всего дома. Другая половина накапливается теми, кто не платит по несколько месяцев, а иные – и по несколько лет. Мастер домоуправления Мария Вихарева с горечью показывает на одну из квартир. Новую входную дверь поставили, а гасить долг в 40 тысяч за ремонт и содержание дома даже и не думают.
- У нас получается меньшее, чем должно быть, выделение денег на текущий ремонт и содержание, - рассказывает Мария Вихарева. - Люди, бывает, возмущаются, что в подъездах косметический ремонт не проводится. Если есть 100 тысяч рублей на дом, мы, в первую очередь, делаем сантехнику, чтобы хоть какие-то условия для проживания были. Потому что денег мало, а зима у нас длинная, нужно, чтобы всё исправно все зимние месяцы работало.
Мария Вихарева: Только на сантехнику в этом доме уходит около 100 тысяч рублей в год
Подъезды в доме, действительно, требуют косметического ремонта. В каждом из них на стенах – потрескавшаяся краска и бросающиеся в глаза разводы. Это от постоянных потопов - рассказывает мастер домоуправления. Причина - ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию собственного имущества и банальная изношенность труб, которые периодически текут. Дому-то уже за 40 лет.
- Тут примерно 100 тысяч в год только на сантехнику тратится: задвижки, запорная арматура – всё дорогое сейчас идёт. А где-то приходится трубы экстренно менять, - рассказывает мастер домоуправления Мария Вихарева.
Разводы и трещины, как следствия изношенности сантехники и ненадлежащего ухода за ней со стороны жильцов
Ремонт в таком подъезде стоит 54 тысячи рублей. Но их нет. Все деньги уходят на поддержание нормальной жизнедеятельности дома - в прошлом году делали отмостки, латали крыши. С должниками борются, в первую очередь, словом: устным и печатным. Галина Притчина рассказывает, что регулярно обходит квартиры должников. Объясняет, на что пойдут деньги. И хотя на радушный приём, зачастую, рассчитывать не приходится, подчас после таких встреч люди начинают платить.
- Я прохожу каждого должника, с каждым беседую. У кого два месяца, тех просто предупреждаешь. Ещё как работаем: вывешиваем списки должников. А когда квитанции приходят к нам, мы к каждой квитанции прикрепляем напоминание: просим оплатить задолженность. Прикрепляем к каждой квитанции должника, если у него не меньше трёх месяцев долг, - рассказывает помощник мастера Галина Притчина.
Некоторые должники намеренно заклеивают, поджигают или срывают объявления о долге
Работы в доме уйма - говорят работники домоуправления. Кроме пресловутых подъездов, нужно доремонтировать отмостки, чтобы влага не попадала в подвал, поменять сантехнику. На то, чтобы все жильцы (и плательщики и должники) не испытывали проблем с водой, теплом, электричеством и канализацией, денег пока хватает. И в этом главная заслуга, прежде всего, пенсионеров, говорят домоуправы. В старой «хрущёвке» их живёт довольно много. А пенсионеры, как известно, самые добросовестные и ответственные жильцы.