У тебя борода, но педсовет сказал: «нет»!

18 сентября 2015 г. 15:16 20224



1 сентября в школе №3 случилось «ЧП» – на линейку пришел бородатый одиннадцатиклассник. 16-летний Денис Давыдов никого не хотел шокировать, он обзавелся мужественной растительностью на лице еще летом и успел привыкнуть к своему брутальному виду. Ровесники ему завидовали – у большинства из них выросли пока только невразумительные усики, а тут – настоящая борода! Мама даже подарила сыну машинку для стрижки волос. Если бы не школа, Денис и не подозревал бы, что выглядит вызывающе! Кончита ли Вурст тому виной или другие «бородатые страхи», но педагоги потеряли покой и сон. Дениса изо всех сил принялись «воспитывать». Педагогическое давление и дискуссии с директором и завучем он терпел две недели, но в середине сентября не выдержал и побрился.

- Доводы мне приводили разные. Сначала упирали на необходимость иметь опрятный внешний вид. Я отвечал, что борода опрятная, ровная и в ней нет крошек. Потом стали говорить, что просто неприемлемо ходить с бородой в школе. Я ответил, что в уставе школы и правилах о школьной форме нет запрета на ношение бороды. На что мне ответили: «Добавим, проблема, что ли?».

Заместитель директора по УВР Светлана Витальевна (Лутфулина) утверждала, что все учителя недовольны моим внешним видом. Что первоклашки будут спрашивать, что за дядя по школе ходит? Мне говорили, что такого никогда не было. На классного руководителя давили завуч и директор, она звонила домой и говорила, что я нарушаю правила о форме. Родители не понимают, в чем проблема, но не хотят, чтобы их вызывали в школу и требовали, чтобы я побрился.

Директор школы №3 Владимир Безугленко во время линейки 1 сентября разбавил праздничные речи напоминанием о необходимости соблюдать закон о школьной форме.

- Мы с Денисом пришли к консенсусу и обоюдному согласию, в понедельник он был чисто выбрит. Если бы у него были какие-то дефекты, которые нужно было бы скрывать – шрамы, например, - другое дело. Но ведь их нет! У него еще и прическа такая… интересная.

Юридически, он прав. Этот момент почему-то упустили в законе, и запрета на ношение бороды нет. Это нестандартная ситуация. Ну нет у нас в школе учеников с бородой! И учителей-то таких нет!

У меня впереди проверка департамента образования, аккредитация. И я думаю, что в отзывах проверяющих, в лучшем случае, прозвучала бы вопросительно-удивленная интонация по поводу бородатого ученика. Мы, педагоги, люди консервативные. Может быть, благодаря этому нам все еще удается сохранять определенный уровень образования и сопротивляться новым веяниям, которые постоянно пытаются нам навязать.

Форму мы пока начинаем вводить только в начальной школе. Для старшеклассников рекомендован деловой стиль одежды. Мы учитываем и материальную составляющую – не всем родителям форма по карману. У нас «тяжеловесный» сосед – гимназия, и это приходится учитывать. Те, кто побогаче, учатся там. У нас порядки заметно демократичнее.

Владимир Леонтьевич немного лукавит, говоря о «консенсусе» - все-таки у директора и ученика несколько разные «весовые категории». У Дениса и без того будет достаточно переживаний из-за грядущего ЕГЭ, чтобы еще и спорить с директором из-за собственного имиджа.

Любой мало-мальски грамотный психолог подтвердит, что пубертатный период – это время, когда человек стремится подчеркнуть свою мужественность (женственность). Однако педагоги, изо всех сил стремящиеся впихнуть в учеников багаж знаний, наотрез отказываются видеть в них будущих мужчин и женщин. Поэтому и ныне здравствуют наследники реформ Петра Великого – только вот венценосный реформатор боярам бороды рубил, а кондовая российская педагогика на корню зарубает попытки выделиться из массы «обучающихся».

Начальник департамента образования администрации города Константин Кулинич носит бороду уже не один десяток лет, с тех пор, как вернулся из армии и женился.

- Если бы Сергей Васильевич Серебренников завтра сказал вам, что в администрации носить бороду не принято, вы бы побрились?

- Если это определено дресс-кодом – бреемся и вопросов не задаем! Это определяется корпоративной культурой.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию в школе №3.

- Для нас это общий вопрос. Регламента относительно бороды нет. В отдельно взятых случаях это может определяться локальным документом образовательного учреждения.

Понятно, что к десятому классу появляется растительность на лице, но если это проистекает из общей неухоженности, с этим надо бороться.

В каждом образовательном учреждении есть высший орган – это педагогический совет, и если принято решение, фактически, законодательное, необходимо его исполнять. Вопрос закрывается, снимается и больше не поднимается.

Что касается одежды, формы, то она должна определять деловой вид ученика, настраивать его на конструктивную работу. Существует закон, в котором четко прописано понятие школьной одежды. Оно обозначает отсутствие, как таковых, джинсов, кроссовок. Если это низ – то это брюки, если верх – пиджак, жилет, рубашка. Это закреплено на уровне законодательства, и полемика тут недопустима. Если 5 лет назад мы еще могли полемизировать, то сейчас уже все.

- А что делается в случае, если ребенок пришел в школу одетым не по регламенту? Ведь отстранение от занятий – это нарушение его права на образование!

- Никто никого не отстраняет (редакция располагает другими сведениями – прим. автора). В случае нарушения формы одежды мы сначала доводим до родителей эту информацию, если реакции не последовало – обозначаем эту информацию в КДН.

- То есть все ограничивается воспитательными беседами с детьми и родителями, и никакого наказания законом не предусмотрено?

- На этом этапе - да.

- И все-таки я сторонник мнения, что ребенку должно быть комфортно. Если одежда неудобна, где-то что-то давит и колется, то сосредоточиться на учебе ему будет трудно.

- Так мы договоримся до того, что ученик будет приходить в школу с серьгами в ушах (я говорю о юношах) - ему, может быть, комфортно! Родители говорят: а что такого? У меня лично это вызывает некую непонятность внутреннюю. Я, наверное, никогда с этим не смирюсь.

- С тех пор, как в школах была введена форма, в Департамент образования поступали жалобы от родителей по поводу действий педагогов?

- Нет, не поступали.

Несмотря на то, что приказ Министерства образования Иркутской области №96 «Об установлении типовых требований к одежде обучающихся…» действует уже второй год (прямого запрета джинсов и кроссовок, кстати, в них нет), трения по поводу соблюдения школьного дресс-кода по-прежнему возникают. Так, по сообщению портала baikal.mk.ru для директора школы №72 города Иркутска Галины Ковальчук сентябрь начался с выговора и лишения премии из-за излишнего рвения педагога, ответственного за внешний вид учеников. Одна из учениц 4 класса по уважительной причине была одета в юбку и блузу вместо форменного сарафана. И в ее дневнике появился штамп о нарушении устава школы. Девочка очень переживала, и разгневанная мама рассказала об этом случае в социальной сети. Департамент образования по Правобережному округу г. Иркутска расценил действия администрации школы как непрофессиональные. Штамп был изъят и уничтожен. Родителям принесены извинения.

Автор: Елена Степанова

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: