Тарифы на услуги ЖКХ в Иркутской области вырастут с 1 декабря

23 ноября 2015 г. 11:40 14641



Разморозить, чтобы не замерзнуть. 

Почему необходимо принять трудное решение?

В феврале 2015 года жителям Иркутской области было объявлено о заморозке тарифов на услуги ЖКХ на два года, за исключением тарифов на электроэнергию, поскольку она у нас и без того самая дешевая в стране. Итак, в июле тариф на электроэнергию вырос с 84 копеек до 92 копеек за киловатт/час, а прочие коммунальные тарифы остались на уровне прошлого года. Таким образом, льготу получило абсолютно все население: и пенсионеры, выживающие на небольшую сумму, и жильцы просторных апартаментов. Рост тарифов остановлен, однако затраты поставщиков воды и тепла никто не замораживал. Они продолжали расти, росло и количество недополученных коммунальными организациями доходов, и, соответственно, долг бюджета перед ними. Потому что именно бюджет, и без того дефицитный, принял на себя все финансовое бремя непродуманного, популистского решения. Что делать дальше — решали в Общественной палате Иркутской области члены правительства, энергетики и общественность.

Плюс и минусы

Решение о приостановке роста тарифов на услуги ЖКХ принял Сергей Ерощенко, который тогда был губернатором Иркутской области. Население, конечно, в массе своей обрадовалось. Но мало кто задумался о том, из чьего же кармана поставщикам ресурсов будет оплачиваться разница между реальными коммунальными затратами и замороженными тарифами. Оказалось — из общего кармана, т.е. из областного бюджета.

О плюсе решения рассказал руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин:

- Да, не стало жалоб от населения на рост платы за коммунальные услуги. Наш отдел по контролю в сфере ЖКХ последние полгода практически не работал, потому что люди не жаловались.

Увы, все остальное — минусы. Основная проблема в том, что провозглашенная заморозка тарифов не была подкреплена реальными действиями: дополнительные средства в бюджет на компенсацию предприятиям выпадающих доходов не только не закладывались —делать это даже не планировалось.

— Изначально в бюджете на компенсацию затрат ресурсоснабжающим организациям было предусмотрено 1,6 млрд рублей. Ведь расходы на выработку того же тепла в разных муниципалитетах разные — где-то выше, особенно в северных территориях, где-то ниже, а население везде платит одинаково. Вот компаниям планово из года в год и компенсируют выпадающие доходы, — пояснил Александр Халиулин. — А на заморозку тарифов дополнительных денег не заложили, хотя было известно, что до конца 2015 года потребуется более 600 млн, а на 2016 год, если решение не будет отменено, нужно еще 1 млрд 326 млн рублей.

Расчеты министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи еще более устрашающи. По информации и.о. министра Андрея Капитонова, только до конца нынешнего года нужно дополнительно 1 млрд 455 млн рублей, а на два года потребуется около 4 млрд. И эти цифры более реальные, поскольку основываются на объемах фактически отпущенных конкретным потребителям коммунальных ресурсов, а не на планах. Колоссальные цифры!

Взять «из воздуха» эти миллиарды не получится, брать кредиты в банках под бешеные проценты в кризисный год неразумно, как минимум. Следовательно, придется урезать какие-то статьи расходов. Если учесть, что бюджет Иркутской области социальный, придется экономить на здравоохранении, образовании, льготах, зарплатах бюджетников и прочем. Этого допустить нельзя, потому что социальные обязательства правительство региона должно выполнить на 100% — и ни рублем меньше.

Конечно, принять решение о размораживании тарифов — дело трудное. Мера непопулярная, с одной стороны. С другой стороны, многие жители Иркутской области и не почувствовали особого облегчения 1 июля, когда тарифы «встали», потому что суммы экономии оказались небольшими. Кроме того, все без исключения регионы России тарифы планово повышают. Придется и нам. Другого выхода нет. Но повышать нужно разумно и плавно.

Кто виноват, что делать?

Представители Общественной палаты Иркутской области поинтересовались у экспертов, почему вообще было принято решение о заморозке тарифов, доносилась ли до предыдущего губернатора информация о необходимости предусмотреть дополнительные средства в бюджете?

На что был расчет у тогдашнего руководителя области, сказать сейчас сложно. Как отметил Андрей Капитонов, решение о заморозке тарифов больше похоже на политическое. В качестве примера и.о. министра привел ситуацию, которая сложилась некоторое время назад в Ангарске. В начале 2000-х, когда активно создавались управляющие компании, в городе искусственно остановили рост тарифов для УК на содержание жилья, причем, на несколько лет. В результате от этой заморозки пострадали сами собственники жилья. Управляющие компании за малые деньги не слишком усердствовали в плане содержания жилья. Максимум, что они могли сделать, так это помыть подъезд раз в месяц. А потом денег на содержание вообще стало не хватать. Но если с немытым подъездом можно жить дальше, то как быть с ограничениями подачи тепла или полным прекращением его подачи среди зимы, с авариями в сетях? И такие ситуации вполне возможны, если предприятия, содержащие теплоисточники, недополучат денег. Им просто не на что будет проводить плановый ремонт, не говоря уже о большем.

Чем еще чревато сдерживание естественного роста тарифов? Делать это бесконечно невозможно. Значит, рано или поздно придется тарифы «отпустить» в свободное рыночное «плавание». В этом случае цены на услуги ЖКХ разом взлетят на 30-40%. Так уже случилось в одном сибирском регионе — Кемеровской области. В Кемерово долгое время искусственно сдерживался рост тарифов на услуги ЖКХ, до 2015 года. Но потом они выросли значительно заметней, чем в других регионах Сибири — на целых 14,4%. И вот эту-то нагрузку люди почувствовали. Как пояснил Александр Халиулин, любая заморозка тарифов, в конечном итоге, несет в себе дисбаланс, который рано или поздно приводит к достаточно серьезному повышению цен через определенное время и как следствие — к социальному напряжению.

Что дальше?

Следует отметить, что тарифы на коммунальные услуги не повышаются бесконтрольно, «на глазок». Ситуация жестко контролируется Службой по тарифам Иркутской области, контрольными полномочиями обладает также Служба жилищного надзора. За этим следит прокуратура. Сами тарифы устанавливаются в соответствии с действующим законодательством на основании предоставляемых ресурсоснабжающими организациями обосновывающих документов. Более того, платежи граждан за коммунальные услуги ограничиваются на федеральном и региональном уровне. Вводятся предельные индексы платы граждан за коммунальные услуги по регионам России и предельные индексы по городам и районам.

В итоге члены Общественной палаты сошлись во мнении, что решение о заморозке тарифов экономически необосновано. С 1 декабря 2015 года жителей Иркутской области ждет повышение коммунальных платежей. Согласно расчетам Службы по тарифам, максимальный рост тарифов на услуги ЖКХ, включая, тепло-, электро- и газоснабжение, доставку дров, не превысит 8,4%. Следующее плановое повышение произойдет 1 июля 2016 года и составит не более 3,9%. При этом, безусловно, сохраняются все коммунальные льготы, которые получают отдельные категории населения Иркутской области.

 

 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: