Зачем власти Братска распродают муниципальное имущество?

15 февраля 2016 г. 9:57 12465



В ушедшем году власти Братска устроили распродажу муниципального имущества невиданной щедрости. За неприлично низкую цену были проданы такие объекты, как здание гостиницы «Братск» (36,5 миллиона рублей), здание бывшего ресторана «Кедр» (7,1 миллиона рублей), помещения торгового центра «Дебют» (13,5 миллионов рублей), здание, в котором расположены бани «Тонус» (8,3 миллиона рублей), здание торгового центра «Зодиак» (9,4 миллиона рублей). Причем, продавалось всё в рассрочку на 5 лет. Ежемесячный платёж, например, за здание, в котором располагаются бани «Тонус», таким образом, составил 138 000 рублей.

Почему администрация Братска избавляется от этого имущества? Причин названо сразу несколько. Первая - необходимость наполнения бюджета. Братск утопает в финансовых трудностях, поэтому нужны деньги на исполнение обязательств. Вторая причина - здания, якобы, находятся в аварийном состоянии, у города нет денег на их капитальный ремонт, и поэтому объекты нужно поскорее продать, чтобы забота об их ремонте легла на плечи новых собственников. Третья причина - якобы, это требование федерального закона, который обязывает муниципалитеты избавиться от непрофильного имущества.

Давайте по порядку обо всех причинах. Сначала о финансовой. Да, Братск уже на протяжении восьми лет, начиная с 2008 года, терпит бедствие (проблемы начались с приходом к власти мэра Сергея Васильевича Серебренникова - прим. ред.). Один из крупнейших промышленных центров России находится в положении попрошайки, постоянно обращаясь «с протянутой рукой» то к региональному, то к федеральному бюджету. Денег в конце 2015 года не хватало даже на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, поэтому было принято решение о привлечении коммерческих кредитов для покрытия дефицита бюджета. Решила ли распродажа имущества этот вопрос? Нет. Во-первых, цены на проданные объекты незначительны, а, во-вторых, как уже отмечалось выше, они проданы в рассрочку на 5 лет, что не предусматривает одномоментных крупных поступлений в бюджет. Доходы «размазаны тонким слоем» на пять последующих лет, что делает их практически нечувствительными для городского бюджета, так что никаких финансовых проблем продажа имущества не решает.

Тем более, имущество продаётся не для того, чтобы вложить вырученные деньги в развитие городской инфраструктуры или в то, что может дать хоть какой-то экономический эффект в обозримом будущем, а для того, чтобы банально «проесть» их - выплатить зарплаты тем, кто получает их из местного бюджета. Это совершенная глупость. Представители администрации постоянно плачутся о том, что у города доходная база очень мала, но они своими руками избавляются от того, что приносило, пусть небольшой, но доход в бюджет. Вместо хоть каких-то доходов от аренды имущества, город не получит ничего и ещё больше будет зависеть от дотаций из вышестоящих бюджетов. Теперь о состоянии проданных зданий, которые, якобы, являются аварийными. Напомню, что в 2011 году администрация Братска, возглавляемая Александром Анатольевичем Туйковым, продала здание Центрального рынка Братска за 236 миллионов рублей. Тогда тоже говорили, что рынок вот-вот рухнет, так как построен он очень давно, и ремонта в нём не проводилось. С тех пор прошло почти пять лет. Где капитальный ремонт Центрального рынка, где вложения в здание? Как «отжимали» с рынка деньги, так и «отжимают».

После того, как арендатор стал собственником, ничего не изменилось. Ни на неделю с 2011 года рынок не закрывался на ремонт. Так, может, и не был рынок в аварийном состоянии, а был лишь выдуманный повод для его продажи? Точно так же и со зданиями, проданными в этом году - вряд ли хоть один из объектов в ближайшие годы увидит капитальный ремонт или сколько-нибудь значительные вложения.

Теперь о требовании законодательства, которое, якобы, обязывает муниципалитеты избавляться от непрофильного имущества. Деятельность муниципалитета регулируется Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Есть в этом законе и статьи, посвященные сфере муниципального имущества - №50 и 51. Если коротко, то в собственности муниципалитета может находиться имущество, которое предназначено для исполнения тех обязанностей, которые на муниципалитет возложены, плюс на исполнение полномочий, которые переданы муниципалитету субъектом федерации или федеральным центром. В редакции, которая действовала до мая 2014 года, в законе были четко прописаны те виды имущества, которыми мог владеть муниципалитет. От всего имущества, которое не попало в этот список, муниципалитеты должны были избавиться до определённого срока. Этот довод звучал и тогда, когда в 2011 году продавали Центральный рынок Братска. Но законодательство в России меняется довольно часто и поправки к ФЗ №131 вносятся регулярно. 27 мая 2014 года были внесены поправки, касающиеся статьи №50, которые, по сути, кардинально всё изменили. Вот, например, что было:

Статья 50
1. В собственности муниципальных образований может находиться:
1) указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;


а вот что стало:

Статья 50
1. В собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 

Вместе с этим, в новой редакции закона утратили свою силу пункты 2, 3 и 4 статьи №50. Именно в этих пунктах содержалась опись всего того, что могло находиться в собственности муниципалитетов в соответствии с законом более ранней редакции. Согласно свежим поправкам, списка разрешённого имущества теперь вообще нет, главным критерием возможности владения какой-либо собственностью является то, что она должна предназначаться для решения вопросов местного значения. Теперь простая логика: муниципалитет владеет торговыми площадями (рынки, магазины и т.д.), площади сдаются в аренду предпринимателям, предприниматели платят за них деньги в бюджет, а эти деньги, в свою очередь, город тратит на ремонт городских дорог, зарплату работникам бюджетной сферы, строительство социальных объектов. То есть, согласно новому закону, муниципалитет может иметь в собственности любое имущество, которое сдаётся в аренду, и с которого муниципалитет получает доходы, которые впоследствии направляются на решение вопросов местного значения.

Это не только моё мнение, это мнение докторов экономических наук. Я уже писал, что сейчас заканчиваю образование по специальности «Государственное управление», и мы в прошлом году разбирали этот вопрос. Мнения учёных однозначное: теперь муниципалитет может владеть хоть чем, главное, чтобы доходы от аренды поступали в бюджет. Так что довод про требование законодательства, оправдывающий прошлогоднюю распродажу муниципального имущества, не имеет под собой никаких оснований. Ну или местные власти за полтора года так и не открыли для ознакомления ФЗ №131 и не узнали о том, что появились поправки, радикально изменившие ситуацию с муниципальным имуществом.

В прошлом году работал некоторое время в одном из министерств Иркутской области, в то время как раз формировался прогнозный план приватизации имущества Иркутской области на 2016 год. В списке было одно барахло: еле передвигающиеся автомобили, какие-то развалившиеся деревянные здания в Тулуне, Шелехове, Иркутске. Ничего работающего и приносящего хоть какие-то доходы там не было, область действительно избавлялась от всякого шлака, от которого никакой пользы не было. В Братске же ситуация кардинально другая: город избавляется от своих самых «лакомых» объектов, которые находятся в нормальном состоянии и дают пусть и небольшой, но постоянный доход. Город настолько богат, чтобы за копейки продавать доходы?

А теперь самое главное - о суммах, за которые город отдаёт своё имущество, да ещё и в рассрочку на 5 лет. Один пример, чтобы все поняли, насколько «эффективно» ведётся управление городом. Вот гостиница «Братск», которая была продана за 36,5 миллиона рублей:

Десятиэтажное здание в центре города, в котором располагается самая крупная работающая гостиница, действующий развлекательный центр, ресторан, таверна и множество сдающихся в аренду офисных помещений. Цена - 36,5 миллиона рублей и рассрочка на 5 лет.

А вот недостроенное здание детского сада, находящееся на окраине посёлка Порожский:

Построенное всего лишь на 25% двухэтажное здание детского сада, а, проще говоря, каркас из железобетона город купит у застройщика за 29 миллионов 150 тысяч рублей. Тот, кто сомневается в этом, может посмотреть официальный документ, выложенный на сайте администрации Братска - от 09.10.2015 г., подписанный мэром города С.В. Серебренниковым. Согласно этому документу, город в срок до 30 марта 2016 года купит это здание за счёт средств городского бюджета 2016 года.

Суммы, за которые продана гостиница «Братск» и куплен каркас здания в Порожском, примерно одинаковы, а, с учётом инфляции и рассрочки на 5 лет, в течение которых новый собственник должен рассчитаться за гостиницу, город продал её гораздо дешевле, чем купил каркас здания детского сада. Дальнейшие комментарии излишни.

 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: