Чиновники местной администрации поражают всё больше. И ладно бы удивление было связано со значительными для города достижениями. Но поскольку успехов нет, внимание местные чиновники удерживают за счёт тем скандальных.
Ранее «Город» неоднократно задавался вопросом, почему, например, председатель комитета по градостроительству Владимир Вершинин до сих пор занимает свой пост, несмотря на то, что прокуратура, в своё время, указывала на его несостоятельность как муниципального служащего, и деятельность этого высокопоставленного чиновника приносит городу убытки – семь лет назад это был ущерб на сумму несколько миллионов рублей, а в этом году – отмена капитального ремонта дорог. Владимир Вершинин не был даже, что называется, «словесно выпорот» работодателем, то есть мэром. Сергей Серебренников или искренне не видит «косяки» подчинённого, или попросту его покрывает.
Впрочем, недавно у Владимира Вершинина появился достойный конкурент в борьбе за премию «Безнаказанность года-2016». Речь об Алексее Казанцеве, председателе комитета по управлению Падунским округом. Напомним, 10 марта в здании администрации Падунского округа прошли обыски. Как выяснилось на следующие сутки, следователи по материалам УФСБ по Иркутской области возбудили уголовное дело в отношении чиновника по ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса РФ. Это «Превышение должностных полномочий». Максимальный срок наказания по этой статье – 4 года в местах не столь отдалённых.
По версии следствия, Алексей Казанцев в 2013 году заключил договор с руководителем ООО «Доминанта» (гражданином Турции, между прочим). По этому договору турецкоподданный получил право складировать опилки в жилом районе Энергетик на территории, для этого не предназначенной. Следственные органы оценили ущерб в 35 миллионов рублей.
Алексей Казанцев. Глава Падунского округа, бывший военком Братска.
Вряд ли Алексей Казанцев не знал, что превышает должностные полномочия (впрочем, если вправду не знал, то грош ему цена как муниципальному служащему). Но в качестве «мэра Энергетика и Падуна» он работает не два дня, а несколько лет. Следовательно, то, что он нарушает закон, выделяя этот участок под складирование опилок, чиновник прекрасно знал и понимал. Для чего совершаются поступки, которые идут вразрез с законом - объяснять не нужно. Алексей Казанцев нарушал закон банально ради собственной выгоды. Факт коррупции налицо. Осталось его доказать. Это уже дело Следственного комитета, суда и так далее. Причём личную материальную выгоду в незаконных действиях Алексея Казанцева увидели все.
Все, кроме мэра Сергея Серебренникова.
На весть об уголовном деле в отношении своего подчинённого мэр Братска отреагировал спустя 16 (шестнадцать!) дней после обысков, 26 марта. В выходящей на муниципальном телевидении программе «Время итогов» Сергей Серебренников заявил (можно и почитать, и посмотреть):
- По городским СМИ прошла информация о том, что на руководителя Падунского округа Казанцева Алексея Леонидовича возбуждено уголовное дело. Это, конечно, очень плохо, что на сотрудника администрации есть такая форма расследования. Но перед законом все равны. Кто бы это ни был - бизнесмен, депутат, сотрудник органов власти. Я стараюсь относиться к этому абсолютно объективно. Но я должен сказать, что та ситуация, которая сегодня изучается правоохранительными органами, она относится к июню 2013 года. И, как нам поясняет Алексей Казанцев, он тогда выполнял задачу по недопущению появления несанкционированных свалок отходов лесопереработки, то есть опилок. С тем, чтобы они не горели. Это как раз было после известных событий, пожаров в городе. И он в нарушение регламента заключил соглашение с одним из предпринимателей. Было отведено место, куда свозились опилки. Это место находилось под охраной, под наблюдением. И с этого места опилки забирались потребителями, в том числе, ТЭЦ для сжигания вместо угля. Но был Алексеем Казанцевым нарушен регламент. Но я должен сказать, что Алексей Казанцев - кадровый офицер. Он полковник запаса. Я его знаю, как честного порядочного человека.
В этом монологе «прекрасно» всё вообще. Что имел в виду мэр, когда говорил: «очень плохо, что на сотрудника администрации есть такая форма расследования»? Будем считать, что он оговорился, а никто из помощников градоначальника по пиару не смел попросить его перезаписать эту часть монолога.
Читаем и смотрим выступление дальше. Мэр попытался убедить всех, что опилки были под охраной и наблюдением. Вероятно, для того, чтобы не загорелись. Может на зиму охрану снимают, но неделю назад «Городу» на месте складирования удалось обнаружить только опилки. И снег. Между тем, особый противопожарный режим в Иркутской области уже действует.
Часть того самого полигона (фото 5 апреля 2016 года)
И самое интересное. Тут без цитаты не обойтись: «Как нам поясняет Алексей Казанцев, он тогда выполнял задачу по недопущению появления несанкционированных свалок отходов лесопереработки, то есть опилок. И он в нарушение регламента заключил соглашение с одним из предпринимателей. Было отведено место, куда свозились опилки». Иными словами, мэр говорит о том, что по словам Алексея Казанцева, тот, не щадя своей репутации и рискуя оказаться в тюрьме, сознательно пошёл на преступление, чтобы обезопасить город от возможных (!) горящих опилок. Принес, так сказать, себя в жертву… Интересно, мэр сам в это верит? Или делает вид? Ведь, следуя этой логике, любой чиновник вправе нарушить закон. И ничего ему за это не будет. Как это вообще стыкуется с фразой «перед законом все равны», произнесенной минутой раньше?
В общем, от монолога градоначальника остаётся неприятное ощущение. Мэр Братска, глава городской исполнительной власти, гарант законности в отдельно взятом муниципальном образовании, по сути, обеляет чиновника, которого обвиняют в коррупции… Причём делает это неумело.
А что же сам Алексей Казанцев?
Он, судя по всему, чувствует себя вполне вольготно с «висящим» над ним уголовным делом по ч. 1 ст. 286 УК РФ. Алексей Казанцев ходит на работу, как ни в чём не бывало, получает зарплату. Время от времени присутствует на массовых мероприятиях и «светится» в телевизоре. Вот давеча открывал магазин в 7 микрорайоне Энергетика. Материал выложен на сайте ТРК «Братск» (муниципальное ТВ). И ничего – бодр, приветлив, улыбчив. Как будто нет против него никакого уголовного дела. Откуда же такая уверенность в себе? Почему Алексей Казанцев не отстранён от должности хотя бы на время расследования? Что вообще может быть серьёзнее материалов УФСБ по Иркутской области, на основании которых Следственный комитет возбудил дело по статье о превышении должностных полномочий? Увы, эти вопросы, по видимому, в ближайшее время останутся без ответа.
Алексей Казанцев на открытии магазина в Энергетике 9 апреля 2016 года.
А, может быть, ответ будет совершенно неожиданным. 29 марта (спустя 3 дня после монолога мэра по телевизору) следователи нашли в доме Алексея Казанцева патроны и оружие. Что это за патроны и что за оружие – информации нет, баллистическая экспертиза проходит уже полторы недели. С итогами журналистов пока не знакомили. Но, по подтверждённым данным, патронов были сотни, а по неподтверждённым – боеприпасы были от автомата Калашникова.
Сейчас начнутся гневные выкрики: «Ну как же! Он же полковник запаса, он же столько лет руководил военкоматом!». Стоп! Зачем чиновнику патроны от «АК»? Охотиться на зайчиков и рябчиков? Сомнительно. Работа Алексея Казанцева в военкомате тоже не объясняет наличия в доме патронов и оружия. Нет такого закона, позволяющего бывшим военкомам складировать в гараже боевое оружие и патроны. А в том, что оружие и патроны не охотничьи, сомнений всё меньше. Так долго баллистическую экспертизу пыжей и берданок не проводят…
Есть подозрение, что шумиха вокруг найденного «арсенала Казанцева» возникла не просто так. И раньше о патронах знали. Но теперь при помощи арсенала «оружейного барона» общественность пытаются отвлечь от коррупции, в которой может быть замешан Алексей Казанцев. Следуя этой логике, остается сделать вывод: кто-то совсем не хочет, чтобы слово «коррупция» намертво прилипло к мэрии Братска. От такого очиститься очень сложно. Хотя есть и иной вариант – профилактика: отречься от коррупционеров, обличить их, выступить с заявлением… Но почему-то этого не происходит. Безнаказанность и безответственность в рядах городских чиновников всё меньше напоминает исключение, и всё больше походит на правило.