Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

20 июня 2016 г. 14:28 4669



Коррупция является одной из наиболее актуальных проблем российского общества. Значительная часть коррупционных правонарушений совершается в сфере предпринимательской деятельности в интересах юридических лиц.

Наиболее часто выявляются правонарушения, связанные с передачей денежных средств за освобождение юридических лиц от административной ответственности, за обеспечение победы по итогам участия юридического лица в конкурсных процедурах (в том числе, при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), за оказание юридическим лицам преференций в ходе реализации должностными лицами разрешительных и контрольных функций.

Важной антикоррупционной правовой мерой является применение ответственности к юридическим лицам.

Положения об ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения содержатся в ст. 26 Конвенции Организации объединенных наций против коррупции 2003 года, согласно которой каждое государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, обеспечивает применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие уголовных и неуголовных санкций, включая денежные.

Цель установления административной ответственности юридических лиц заключается в обеспечении исполнения требований ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», определяющих ограничения для должностных лиц, замещающих должности государственной службы и государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы и муниципальные должности.

На настоящий момент в КоАП РФ закреплен ряд норм, направленных на противодействие коррупционным правонарушениям и допускающих ответственность юридического лица.

К таким нормам относится ст. 19.28, закрепляющая ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица с учетом изменений возникает не только при совершении законными представителями юридических лиц преступлений, предусмотренных ст. 291 и ч.ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ, в интересах либо от имени организации, но и в случае покушения на совершение указанных выше преступлений.

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица в крупном и особо крупном размере выделены в отдельные части ст. 19.28 КоАП РФ. Санкции по ним ужесточены.

Также в КоАП РФ имеется статья 19.29, устанавливающая ответственность за привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных федеральным законом «О противодействии коррупции».

В силу изменений, введенных федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», срок давности привлечения к административной ответственности за указанные коррупционные правонарушения составляет 6 лет со дня совершения.

Несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.

Возбуждение дел об указанных административных правонарушениях отнесено к исключительной компетенции прокурора.

Прокуратурой г. Братска в 2016 году в отношении ООО «Восход» было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ. По результатам судебного рассмотрения ООО «Восход» было признано виновным в инкриминируемом ему правонарушении и организации назначено наказание в виде штрафа 1 млн рублей.

Старший помощник прокурора г. Братска Д.Н. Самойлов

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: