Прокуратура разъясняет: основания для компенсации морального вреда в связи с медицинскими услугами ненадлежащего качества

20 февраля 2021 г. 9:13 2247



В современных условиях занятости и катастрофической нехватки времени на собственное здоровье граждане часто обращаются в медицинские центры, стоматологические клиники, салоны красоты, которые оказывают медицинские услуги на возмездной основе. Правовым инструментом их деятельности является заключенный с гражданином договор об оказании платных медицинских услуг, а также согласие пациента на медицинское вмешательство. 

Каким законом регулируются такого рода правоотношения? 

Положениями главы 59 Гражданского Кодекса Российской Федерации (нормы, посвященные общим положениям о возмещении вреда; вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина; вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг; компенсации морального вреда).  

Законом РФ №2300-I от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей». 

Федеральным законом №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 

Кроме того, вопросы ответственности исполнителя медицинской услуги подробно отражены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №17 от 28.06.2012 г.  «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». 

В пункте 4 статьи 13 закона «О защите прав потребителей» сказано, что исполнитель услуги освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.  

Согласно статьи 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.  

Анализ указанных положений закона свидетельствует о том, что ответственность исполнителя медицинской услуги является повышенной, и он отвечает независимо от вины. 

Таким образом, когда возникает вопрос о гражданско-правовой ответственности медицинской организации, которая на платной систематической основе оказывает неограниченному кругу лиц медицинские услуги, необходимо понимать, что лишь непреодолимая сила или нарушение самим пациентом медицинских рекомендаций способны освободить медицинскую организацию от ответственности. 

Особо важно понимать, что медицинская организация, обладая указанным статусом, обязана нести ответственность за качество предоставляемых услуг и, в случае возникновения спора (в досудебном или судебном порядке), доказать, что медицинская услуга оказана качественно и не содержит никаких дефектов, а негативные изменения в состоянии здоровья пациента не имеют взаимосвязи с оказанной услугой. 

Кто и что должен доказать в суде? (распределение бремени доказывания между сторонами).         

- в связи с некачественным оказанием медпомощи истец (пациент) должен  доказать факт наличия своих страданий (физических и нравственных), размер понесенных затрат на восстановление своего здоровья, то есть расходы по устранению последствий некачественной медицинской услуги (если такие расходы имели место быть). 

- ответчик (медицинская организация) обязана доказать правомерность своего поведения и отсутствие своей вины - как в причинении вреда здоровью, так и в причинении морального вреда при оказании медицинской помощи с дефектами, даже в случае отсутствия вреда здоровью.  

Важно! Приведенные выше нормы закона, регулирующие возникшие между пациентом (истцом) и медицинской организацией (ответчиком) правоотношения презюмируют виновность ответчика в причинении вреда. Это означает, что ответчик изначально считается виновным и должен доказать суду свою невиновность, а именно – что услуга оказана качественно.     

Какие документы необходимо представить истцу в суд вместе с исковым заявлением: 

 - договор об оказании платных медицинских услуг с соответствующей организацией, сведения об их оплате. 

 - медицинские документы относительно проведенных исследований, медицинских манипуляций и т.д. в медицинской организации-ответчике (если таковые имеются на руках). 

- доказательства причинения нравственных и физических страданий в связи с нарушением права истца на здоровье как на нематериальное благо (показания свидетелей, собственные пояснения, относительно степени возникших переживаний и неудобства в связи с услугами ненадлежащего качества и т.д.). 

- доказательства обращения к ответчику с соответствующей претензией по поводу ненадлежащего качества услуги и устранения последствий некачественного лечения. 

Какие требования вправе удовлетворить суд? 

1. Если медицинская услуга оказана некачественно, подлежит взысканию оплаченная по договору об оказании услуг денежная сумма. 

2. В случае отказа медицинской организации в добровольном (досудебном, претензионном)  порядке  удовлетворить заявленные пациентом требования подлежит взысканию неустойка (пени) за каждый день просрочки в пределах стоимости оказанной по договору услуги. 

3. Подлежит взысканию компенсация морального вреда. 

4. Подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от всех указанных выше сумм, присужденных судом в пользу потребителя. 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: