Иркутские физики научились определять износ двигателя самолёта по капле масла
glagol38.ru 06 октября, 14:31

Иркутские учёные-физики научились определять износ двигателя самолёта по капле масла, предложив авиации самый быстрый способ диагностики технического состояния машины. Специалисты из НИИ прикладной физики (ИНЦ СО РАН) готовят к отправке на пермский завод «Авиадвигатель» свой уникальный прибор, позволяющий за 20 минут узнать о состоянии агрегата всего лишь по двум миллилитрам слитого масла. По их словам, эта разработка на 5-7 лет опережает все научные исследования в этой области, в том числе, проводимые в западных странах и США.

— Традиционные методы диагностирования маслосистем самолётных двигателей, которые используются сегодня, обеспечивают достоверность диагностики порядка 5%. Мы эту достоверность сумели поднять до 90%. Причём с точностью до узла: мы не только говорим, что есть дефект в двигателе, но и уточняем, какой узел подвержен износу. А в некоторых случаях делали и прогноз остаточного ресурса, то есть, сколько ещё можно эксплуатировать двигатель с возникшим дефектом, — рассказывает Life.ru ведущий научный сотрудник НИИ прикладной физики доцент Виктор Дроков.

В лаборатории института готовят к отправке два синтилляционных анализатора масла — именно так называется эта установка. Технология позволяет не снимать авиадвигатель с самолёта для проведения полного ТО каждый раз, когда в кабине пилотов загорается табло «Стружка в масле», или когда агрегат «отрабатывает ресурс» по налётанным часам. Одну установку иркутских учёных заказал пермский «Авиадвигатель» — разработчик двигателя для нового самолёта МС-21, вторая уйдёт в рыбинское НПО «Сатурн», где создали двигатель для Sukhoi Superjet 100. Там установки будут анализировать состояние новых двигателей после испытаний и проводить ТО агрегатов уже летающей техники.

Стоимость установки — 9 миллионов рублей, разрабатываемая для неё технология обойдётся заказчику ещё в 4 миллиона. Но окупить все эти затраты в почти двукратном размере способна первая же диагностика одного авиационного двигателя. Физики уже подсчитали, что даже одно недопущение ошибочного или необоснованного демонтажа двигателя экономит порядка 20 миллионов рублей. Кстати, у разработчиков уже есть задел в создании технологий для диагностики оборудования атомной промышленности, наземного транспорта, дизельных двигателей железнодорожных локомотивов, корабельных двигателей и оценки геологических месторождений.