На содержание муниципального телевидения мэрия Братска в 2016 году потратит более 5,5 миллиона рублей. Много это или мало?
10 октября, 16:55

Более 5,5 миллиона рублей потратит мэрия Братска на содержание муниципального телевидения по итогам 2016 года. Такие данные содержатся в соответствующем соглашении между мэрией и муниципальным автономным учреждением ТРК «Братск». Документ имеется в распоряжении «Города» (полный текст - в конце публикации).

Как следует из документа, бюджетные деньги идут на производство и размещение нескольких информационных продуктов: это программа «Факт», рубрика «Братский репортёр», программа «Диалог с властью» (когда этот «диалог» был в последний раз?), а также программы «Время итогов». Согласно соглашению, ТРК «Братск» ежемесячно получает из городской казны примерно полмиллиона рублей на свои нужды. И, как итог,

объём субсидии в рамках заключённого Соглашения составляет 5 510 000,0 (пять миллионов пятьсот десять тысяч) рублей, - указывается в документе.

Много это или мало? Попробуем разобраться.

Для начала определим, за что мэрия Братска перечисляет из казны такую сумму. Далеко ходить не надо. Всё указано в том же соглашении.

Предметом настоящего Cоглашения является предоставление <…> субсидии на выполнение работ по информированию населения города Братска о решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Братска, - говорится в документе.

Иными словами, ТРК «Братск» за те миллионы, которые тратят на содержание компании в год, рассказывает братчанам, чем и как занимаются мэрия города и Дума. Дело, безусловно, хорошее. Информировать население необходимо, и вряд ли кто-то станет с этим спорить. О качестве информационных продуктов, которые выпускает муниципальное телевидение, тоже не нам судить. Это личное дело телезрителей - смотреть им ТРК «Братск» или нет. Да и замерить, на какие кнопки телевизоров нажимают братчане, нам вряд ли удастся. И всё же определённое впечатление о контенте ТРК «Братск» мы можем составить по косвенным данным.

Наверное, никто не станет спорить, что, говоря о местном телевидении, любой братчанин, наряду с ТРК «Братск», наверняка, вспомнит и «Братскую студию телевидения». У обеих телекомпаний есть сайты в Интернете. К сожалению, на сайте ТРК «Братск» отсутствует статистика посещений, поэтому сравнить популярность сайтов не удастся, а вот что касается количества комментариев под новостями – то тут лидером остаётся «БСТ». На сайте ТРК в новостях в графе «Комментарии», как правило, красуются «нули». Стало быть, в Интернете отклик на продукцию ТРК «Братск» практически нулевой. То же и в социальных сетях. Так, в группе «Вконтакте» у паблика «БСТ» 10 599 подписчиков, у ТРК «Братск» - в пять раз меньше.

Безусловно, приведённые выше цифры никоим образом не могут сказать о том, насколько хорошо или плохо справляется со своими обязанностями ТРК «Братск» в плане освещения работы местной власти. Тем не менее, эти цифры всё же показательны. Интернет есть у подавляющего большинства братчан, но пользователям Сети контент муниципального ТВ не особо интересен.

На это обращают внимание и сами работники мэрии.

Андрей Антоненков. В недавнем прошлом - блоггер, а ныне – советник мэра Сергея Серебренникова по медиа. На прошлой неделе на своём сайте Андрей Антоненков опубликовал материал, в котором, в числе прочего, сравнил посещаемость своего ресурса и сайта ТРК «Братск». Не будем комментировать. Цитата говорит сама за себя:

ТИЦ сайта www.antonenkov.com сейчас равен 110. Этот показатель присваивается «Яндексом», и при его определении учитывается множество критериев - посещаемость сайта, его цитируемость другими ресурсами, количество внешних ссылок на сайт, актуальность информации, её качество и так далее. В объективности этого показателя сомнений нет. 110 - много ли это или мало? Для сравнения: сайт телерадиокомпании «Братск» имеет ТИЦ 100, но ТРК «Братск« - это крупная организация с большим годовым бюджетом и несколькими десятками сотрудников, а над сайтом www.antonenkov.com сейчас работаю только я один, - пишет Андрей Антоненков.

Анализ «индекса цитирования» сайтов antonenkov.com и trk-bratsk.tv

В общем, как выясняется, сайт одного человека читать куда интереснее, чем сайт телекомпании «с большим годовым бюджетом и несколькими десятками сотрудников»… Отсутствие эффективности работы - налицо. Новости ТРК «Братск» в Интернете мало кому интересны, они не вызывают отклика у тех же пользователей сети, что видно по количеству комментариев, а новостные агрегаторы и региональные СМИ так и вовсе игнорируют продукцию муниципального телевидения.

Кстати, о региональных СМИ. Безусловно, новости Братска интересны не только братчанам. О том, что происходит в городе, читают и в столице Приангарья. Мэрия Братска создаёт довольно серьёзный информационный поток – на официальном сайте администрации Братска новостная лента обновляется в течение всего дня. Те же новости, как правило, вечером появляются и на сайте муниципального телевидения. Другими словами то, что стало известно ещё днём, через сайт мэрии тиражируется гораздо быстрее. Интересующемуся человеку проще узнавать о новостях с официального сайта исполнительного органа власти, чем ждать эфира с программой «Факт» или обновлений на странице телекомпании в Интернете - это само по себе бессмысленно, учитывая, что на 2/3 новостные выпуски «Факта» формируются из сообщений пресс-службы мэрии. Таким образом, в оперативности освещения работы местной мэрии ТРК «Братск» проигрывает самой мэрии!

В общем и целом, траты из бюджета на содержание ТРК «Братск» выглядят крайне сомнительными. Нужно ли тратить 5,5 миллиона рублей на то, что кто-то делает лучше? Вряд ли. Особой пикантности добавляет то обстоятельство, что ТРК «Братск», имея в своём распоряжении достаточно ресурсов (вспомним «несколько десятков сотрудников» плюс технику) для производства и размещения рекламы на двух федеральных каналах  («РЕН ТВ» и «Пятый»), активно занимается извлечением прибыли. Какую сумму удаётся зарабатывать ТРК «Братск» на рекламодателях, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Однако субсидия в виде 5,5 миллиона из городского бюджета на покрытие расходов муниципального автономного учреждения может говорить о двух вещах: или руководство не умеет извлекать достаточную прибыль из ресурсов, которые имеются в его распоряжении, или кто-то сознательно игнорирует эту часть работы телевидения, распределяя между своими людьми бюджетные рубли. Как это часто бывает в муниципальных учреждениях, зарплаты руководителей, как правило, в несколько раз превышают доходы рядовых сотрудников.

Директор ТРК «​Братск»​ Тамара Осипова

Редакции «Города» удалось выяснить, что ТРК «Братск» является глубоко убыточным муниципальным предприятием, которое тяжелой ношей висит на городском бюджете. Однако ни один из приведённых в нашей статье доводов не влияет на размер заработной платы руководства ТРК «Братск». Генеральный директор компании Тамара Осипова задекларировала за 2015 год доход на сумму более 1 миллиона рублей, что составляет, примерно, 100 тысяч рублей в месяц. 

В ближайшее время начнутся разговоры о формировании бюджета Братска на 2017 год, и нам кажется, что сумма субсидии ТРК «Братск» останется на прежнем уровне, а, может даже, и увеличится. Во всяком случае, в самой администрации увеличение субсидий активно обсуждается, а вот вопрос о снижении объема средств на содержание муниципального ТРК «Братск» ещё ни разу не поднимался.

Вместо послесловия

Запомните сумму: 5 510 000 рублей на освещение деятельности администрации на муниципальном телевидении. А теперь сопоставьте эту цифру с другими:

5 000 рублей – такую сумму в 2017 году мэрия Братска выделила на развитие лесопитомника.

5 000 000 рублей – такую сумму предлагал выделить профсоюз муниципального автотранспортного предприятия на ремонт автобусов, чтобы пассажиры (в основном, льготники) не простаивали часами на остановках.

5 000 000 рублей – такую сумму выделила мэрия Братска на ремонт новостроек, построенных по программе переселения. Между тем, на их ремонт нужно, как минимум, в три раза больше. И жильцам зимой по-прежнему придётся мёрзнуть в собственных квартирах.

На 5 510 000 рублей можно дополнительно отремонтировать свыше 4 000 квадратных метров дорожного полотна.