Ликвидация муниципальных автобусов в Братске – вопрос времени?
14 октября, 15:49

Исчезновение муниципальных предприятий с рынка пассажирских перевозок в Братске – вопрос времени. Такой вывод можно было сделать по итогам заседания рабочей группы по улучшению финансово-хозяйственной деятельности муниципального автотранспортного предприятия 14 октября.

По словам руководителя Падунской автоколонны Николая Костоглодова, сегодня никто не мешает частным перевозчикам заключить с областным правительством договор на перевозку льготных категорий пассажиров, поскольку «талончики» теперь можно обменять на деньги – областную субсидию, и тогда смысл существования муниципального автотранспорта исчезнет. Напомним, муниципальный транспорт в значительной степени пользуется спросом у пассажиров только потому, что перевозит льготников. 

Меж тем, положение в Падунской автоколонне остается критическим.

Во-первых, при разделе единого предприятия на два (Падунскую и Центральную автоколонны - прим. ред.) не разделили коллектив, и получилось так, что на 58 единиц транспорта приходится 300 сотрудников. А это означает, что для снижения расходов необходимо сократить 45-50 человек (ИТР, водителей, слесарей и кондукторов), что оптимизма ни самому предприятию, ни тем, кого сократят, явно не добавляет.

Во-вторых, из-за задолженности в более чем 60 млн рублей, которая осталась у Падунской автоколонны от единого предприятия, даже поступление субсидий от областного правительства невозможно. Счета арестованы, и «падающие» на них деньги автоматически перечисляются кредиторам.

Напомним, мэр Братска Сергей Серебренников на заседании городской Думы 30 сентября сказал:  

«Руководство АТП не смогло правильно оформить документы, и мимо предприятия ушло 9 миллионов рублей. Выставили счета, на которые инкассо было наложено, и как только деньги были получены, они тут же снялись. Не знаю, что это – непрофессиональная работа или тенденция, чтобы ещё уронить предприятие, нам с этим ещё предстоит разобраться».

Меж тем, открытие подставных счетов – уголовно наказуемое деяние, и не совсем понятно, с чем конкретно Сергей Серебренников хотел разобраться.

В-третьих, критическая ситуация сложилась с запчастями – 15 автобусов стоят и требуют дорогостоящего ремонта, нет средств для приобретения новых покрышек и, по счастью, 14 октября снег выпал только в Центральном районе, в противном случае, на линию от Падунской автоколонны вышло бы всего несколько автобусов из 32-х. Дважды на предприятии была задержка зарплаты, а сейчас она выплачивается частями.

- Через 2-3 месяца Центральная автоколонна будет в таком же состоянии, - сказал Николай Костоглодов.

По мнению Николая Костоглодова, несмотря на дотирование автопредприятий из городского бюджета, необходимо повысить стоимость проезда для пассажиров – расчет экономически обоснованного тарифа уже подан в администрацию города. Но он прекрасно понимает, что перекладывание проблем муниципального предприятия на плечи горожан несправедливо.

Руководитель Центральной автоколонны Виктор Соломатин сказал, что единое предприятие сегодня работало бы более эффективно, и его разделение на две автоколонны не принесло положительных результатов. Частные автопредприятия «обставляют» «муниципалов». Там, где большой муниципальный автобус делает один рейс, частники успевают сделать несколько. 

- На 50-м маршруте однажды не вышла одна «маршрутка», уж не знаю, по какой причине, и в тот день мы на муниципальном автобусе собрали двойную выручку, - сказал Виктор Соломатин.

Возможным выходом из ситуации является «переформатирование» муниципальных автопредприятий на те же маршрутки или автобусы малой вместимости, которые не только могли бы составить конкуренцию частникам по количеству рейсов, но и обошлись бы дешевле в ремонте и потреблении ГСМ, в среднем, на 15% при том же количестве перевозимых пассажиров. Но такое «переформатирование» требует огромных инвестиций – средняя стоимость современной «маршрутки» - 2,5 млн рублей. Однако и оно не гарантирует победы «муниципалов», поскольку частники, скажем обтекаемо, имеют несколько больше свобод в соблюдении/несоблюдении Трудового и Налогового кодексов.

Разумеется, никто на заседании рабочей группы не говорил об этом вслух, но в целом ситуацию стоит понимать так, что большие и «медленные» муниципальные перевозчики неизбежно проигрывают малым частным автопредприятиям, и, похоже, до победного «нокаута» времени осталось немного. Говоря терминами бокса – муниципалы даже не в нокдауне, они уже «поплыли». Вопрос только в том, сколько бюджетных средств Братска будет затрачено (а больше никто и не поможет) на поддержание автоколонн бывшего МП АТП в спортивной форме.