Мэрия Братска рассчитывается городским имуществом на миллионы рублей за долги муниципального предприятия. Всё идёт к банкротству?
27 октября, 10:16

Мэрия Братска раздаёт муниципальное имущество за долги муниципального автотранспортного предприятия. Здание в проезде Стройиндустрии, 56 в Энергетике, где ранее располагался офис объединённого МП АТП, после разделения отошедшее падунской автоколонне, в любой момент может забрать один из кредиторов муниципального предприятия. Соответствующие документы оказались в распоряжении «Города».

Странно, что эти документы сама мэрия не представила широкой общественности. Как-никак речь идёт о муниципальном - то есть городском - имуществе. А оно, так или иначе, принадлежит всем братчанам. Хотя скоро это имущество, судя по всему, станет частной собственностью. Будущий собственник в ближайшее время наверняка займётся обустройством здания, а потом, с большой долей вероятности, проведёт необходимые по закону процедуры и откроет в бывшем здании городского предприятия свой офис. Сразу оговоримся, никакого криминала в представленных документах нет. Насколько мы можем судить, делается всё законно. И поскольку сама городская власть не считает нужным как-то объяснять свои действия горожанам (у раздутого штата пресс-службы мэрии и муниципального ТВ, видимо, есть дела поважнее), о документах расскажем мы.

О долгах муниципального автотранспортного предприятия знает любой горожанин, который интересуется новостями. Те, кто не интересуется, но пользуются услугами муниципального общественного транспорта (автобусов) давно подметил, что перебои в расписании у них случаются всё чаще, а самих автобусов становится всё меньше. Причина банальна - нехватка денег на ремонт. Причина нехватки денег - огромные долги. За несколько лет «эффективного управления» МП АТП оказалось в замкнутом круге: чтобы быть конкурентоспособным и приносить прибыль - нужно выводить на линию автобусы, чтобы выводить на линию автобусы - нужно их чинить, модернизировать, закупать новые, а для этого нужно быть конкурентоспособным и приносить прибыль. 

Долги Падунской автоколонны сейчас составляют свыше 60 миллионов рублей. Понятно, что в таких условиях речи о какой-то модернизации автопарка не идёт, да и ремонт автобусов производится с великим трудом. Летом нынешнего года единое муниципальное автотранспортное предприятие разделили на два: центральную и падунскую автоколонны. Большую часть долгов «повесили» на последнюю. Выхода из финансового кризиса, как обещали чиновники, не нашлось - замкнутый круг превратился в петлю, которая потихоньку душит муниципальных перевозчиков в Падунском и Правобережном округах. Это прекрасно понимают и кредиторы МП АТП: долги предприятия растут, выплат по основным долгам нет - что уж там говорить о каких-то процентах и пенях? Пока всё окончательно не развалилось и не обветшало, надо пользоваться моментом.

Для компании «Братский бензин» такой момент наступил 26 мая 2016 года. В этот день директор компании Надежда Мателега с одной стороны, директор ещё не разделённого на тот момент муниципального МП АТП Виктор Соломатин - с другой, и председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Пётр Манушин - с третьей подписали договор об ипотеке недвижимого имущества (полный текст договора - в конце материала).

Предметом настоящего договора является передача в ипотеку Залогодержателю (ООО «Братский бензин» - прим. ред) принадлежащего Залогодателю (МП АТП) на праве хозяйственного ведения здания с целью обеспечения исполнения обязательств МП АТП перед ООО «Братский бензин» по заключённым между ними договорам на поставку нефтепродуктов, - сказано в пункте 1.1 договора.

Далее из документа мы узнаём, что долг муниципального автотранспортного предприятия перед поставщиком нефтепродуктов (бензина для автобусов) на момент заключения договора составляет, в общей сложности, около 10 миллионов рублей. Эту сумму МП АТП обязано выплатить «Братскому бензину» до 30 сентября 2016 года. В противном случае, у компании появляется право потребовать здание автотранспортного предприятия, расположенное на улице Стройиндустрии, 56 в Энергетике. Это административный корпус, в котором располагаются кабинеты директора, бухгалтеров, инженеров и так далее.

Предмет ипотеки - нежилое панельное здание 1971 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 1 714 квадратных метров, количество этажей - 2, - говорится в документе.

Здание, по документам, оценили в сумму, равную задолженности МП АТП перед «Братским бензином».

Вопросов к бизнесу здесь не может быть - предприятие на протяжении нескольких лет поставляло муниципальному перевозчику топливо фактически бесплатно, не получая за это полагающейся оплаты. Бизнес на то и бизнес, чтобы извлекать прибыль. Спасибо ещё, что на иск о банкротстве не подали. Впрочем, чиновники наверняка «спасибо» сказали, иначе муниципальным перевозкам, в том числе, и льготников, пришёл бы моментальный конец.

К 30 сентября 2016 года никаких долгов уже разделённое на две автоколонны МП АТП «Братскому бензину» не вернуло. Вряд ли тут кто-то ожидал чуда. За три дня до истечения срока директор компании-поставщика топлива пишет претензионное письмо (скан в конце материала), адресованное высокопоставленным чиновникам администрации Братска, в том числе, и мэру Сергею Серебренникову. В письме директор «Братского бензина» предлагает передать здание в собственность своей компании. Договор ипотеки - это ещё не передача имущества в счёт погашения долгов, но это, своего рода, «козырь», который даёт предпринимателю преимущественное право получить здание в собственность через суд со стопроцентной гарантией.

И тут в, казалось бы, простой и предсказуемой истории происходит любопытный поворот. 20 октября на заседании депутатской комиссии по бюджету при обсуждении ситуации с долгами муниципальных перевозчиков (которое, как всегда, закончилось, по сути, ничем) председатель профсоюза МП АТП Наталья Ермилова заявила, что «Братский бензин» до 1 ноября потребовал от сотрудников муниципальной автоколонны освободить кабинеты первого этажа. У депутатов такое известие не вызвало абсолютно никаких эмоций (равнодушие к тому, на чём и как передвигаются их избиратели, народные избранники демонстрировали и раньше). Но важно не это, а реакция председателя комитета промышленности и транспорта администрации Братска Руслана Захарова, который курирует большинство вопросов, связанных с МП АТП. На реплику лидера профсоюза обычно сдержанный и спокойный чиновник неожиданно отреагировал довольно эмоционально, заявив, что никто ничего 1 ноября не заберёт.  Чего там рассказывать - посмотрите сами.

Спустя четыре дня после инцидента на заседании депутатской комиссии в администрацию Братска поступило новое письмо от «Братского бензина». Компания просит предоставить в аренду весь первый этаж злополучного здания в проезде Стройиндустрии, 56, на которое, напомним, оформлен договор ипотеки и которое спокойно можно забрать в собственность по суду. Причём не только первый этаж, но и всё строение целиком. Письмо странное. И, на первый взгляд, кажется, что предприниматели и мэрия вдруг испугались огласки того факта, что муниципальное здание заберут за долги. Торжество социальной справедливости, срыв покровов и всё такое... Может, оно и так. Хотя вряд ли.

Мы уже говорили, что договор ипотеки только даёт право предпринимателю обратиться в суд с требованием отдать в собственность здание, поэтому-то в претензионном договоре директор «Братского бензина» именно предлагает передать муниципальное строение ему в собственность, но не требует этого. Вероятнее всего, чиновники в лице председателя КУМИ Петра Манушина смогли уговорить «Братский бензин» «не гнать лошадей». Сделать это несложно, учитывая, что компания - давний поставщик нефтепродуктов для многих муниципальных предприятий и самой мэрии. На каких условиях «Братскому бензину» будет предоставлено в аренду здание, мы, наверное, никогда не узнаем. Но то, что оно будет предоставлено, очевидно - письма с просьбой об аренде не было бы вовсе без предварительной договорённости, кроме того, представители компании не требовали бы от сотрудников падунской автоколонны освободить первый этаж. Это если верить словам председателя профсоюза. А не верить её словам оснований нет. Наверняка, «Братский бензин», взяв в аренду первый этаж здания, постепенно будет приводить его в порядок, обустраивать под свои нужды и так далее. Ну а потом можно будет и воспользоваться договором ипотеки и отсудить муниципальную собственность за долги. Здание же никуда не убежит.

Петр Манушин, председатель КУМИ, подписавший договор с кредитором о передаче здания АТП за долги

В начале нашего материала мы уже упоминали, что ничего незаконного во всём этом нет (впрочем, мы можем ошибаться, и в этом случае прокуратура наверняка нас поправит). Муниципальную собственность можно закладывать, её можно отдавать за долги, не внося объект в план приватизации на год (по этому плану продают любую муниципальную собственность, и его исполнение контролирует Дума Братска). К бизнесу, как мы писали выше, тоже вопросов нет. Определённое недоумение вызывает только позиция мэрии и отдельных чиновников.

Сам факт подписания договора ипотеки и ситуация в целом свидетельствуют о том, что мэрия призналась в неэффективности управления муниципальным предприятием и в том, что долги муниципальный перевозчик из собственных средств никогда не погасит. Стало быть, и на прибыль от муниципального предприятия власти уже не рассчитывают. А значит, все разговоры о постепенном выходе из финансового кризиса, разработке каких-то планов по оздоровлению предприятия и прочие в том же духе теряют всякую ценность.

И в связи с этим идея разделения предприятия и передачи большей части долгов падунской автоколонне предстаёт в совершенно ином свете (что объясняет, в некотором роде, и молчание самой мэрии): падунское АТП с долгами не расплатится, задолженность кредиторы разберут в виде муниципального имущества, и, в конце концов, автоколонна окажется банкротом. Льготников при таком развитии событий заберут частные перевозчики, а у муниципалитета, в случае чего, появится небольшой резерв автобусов, которые сейчас курсируют по Центральному округу. Как ни крути, кругом одни плюсы: муниципальные автобусы (пусть и в небольшом количестве) сохранены, на Центральной автоколонне почти нет долгов - большая их часть погашена (если найдут, что ещё раздать), очаг бунта и источник постоянной головной боли для чиновников в виде падунского профсоюза, устраивающего голодовки, исчез. Такой вот эффективный менеджмент от братской мэрии. Впору мастер-классы проводить!

Документы, упомянутые в материале: