Тарифы на холодную воду, а также на проезд в общественном транспорте в ближайшее время увеличатся. Во всяком случае, мэрия Братска уже начала информационные кампании, призванные подготовить горожан к неизбежному росту платы за услуги. На прошлой неделе сразу два муниципальных предприятия заявили о необходимости поднять стоимость услуг для населения. Директор «падунской автоколонны» муниципального автотранспортного предприятия заявил о возможном поднятии цен на проезд с 18-ти до 21 рубля при себестоимости поездки в 27 рублей, а руководитель Водоканала (МП ДГИ) заявил депутатам местной Думы, что тарифы на холодную воду и водоотведение нужно увеличить более чем в 1,5 раза, подняв вместе с тем норматив для тех собственников жилья, в квартирах которых не установлены индивидуальные приборы учёта (счётчики).
И, судя по всему, решения по тарифам практически приняты – во всяком случае, ни высокопоставленные чиновники, ни сам мэр, ни большинство депутатов открыто не выступили против того, чтобы муниципальные предприятия поглубже залезли в карманы жителей города. Так что, с большой долей вероятности, можно сказать, что там, наверху, решения уже приняты.
Прежде всего, горожане ощутят на себе в следующем году повышение тарифов на холодное водоснабжение. Муниципальным транспортом пользуются не все, а вот без холодной воды - «и не туды, и не сюды» - она течёт из каждого крана. В минувший четверг на заседании депутатской комиссии по городскому хозяйству директор Водоканала Михаил Лихотников во время своего доклада заявил депутатам, что для развития предприятия необходимо поднять существующий тариф на холодное водоснабжение почти на 76%.
- Понимаю, что цифра эта немальнькая и, наверное, она звучит немножко жутковато, но сегодня такова данность. Но по-другому Водоканалу просто не прожить. С внутренними резервами мы как работали, так и будем продолжать работать, но для того, чтобы начать каким-то образом двигаться вперёд – хотя бы небольшие участки трубопровода перекладывать - я прошу депутатов понять эту проблему и заняться повышением тарифов, - заявил Михаил Лихотников.
Вместе с этим, руководитель Водоканала заявил, что параллельно необходимо повышать норматив для тех жителей Братска, в квартирах которых пока не установлены счётчики холодной воды. Отметим, что это не прерогатива местных властей. Норматив потребления устанавливает Правительство Иркутской области. В 2014 году региональные власти снизили его почти в полтора раза. Иными словами, граждане в квартирах без индивидуальных приборов учёта сейчас платят за воду, исходя из фиксированного норматива 5,52 кубических метра на человека. Михаил Лихотников заявил, что норматив нужно поднимать почти до 8 «кубов». То есть, по расчётам Водоканала, в среднем, каждый житель Братска тратит почти 8 000 литров воды в месяц!
- 100 миллионов рублей мы потеряли из-за того, что норматив водопотребления был снижен безо всяких согласований с городом Братском. Правительство Иркутской области в 2014 году дважды снизило норматив потребления воды жителями. Если изначально администрация Братска обозначила этот норматив в 7,3 «куба» на человека в месяц, то областная власть дважды снижала норматив: сначала до 6 метров кубических, а затем - до 5,52 «куба» на человека в месяц, - отметил Михаил Лихотников.
Отметим, что сами депутаты на предложение Михаила Лихотникова поднять стоимость холодной воды для братчан, в большинстве своём, не отреагировали никак. Речь идёт, в первую очередь, о депутата-единороссах. Представители иных партий, представленных в местной Думе, к идее в тяжёлых экономических условиях повысить тарифы и нормативы для населения отнеслись без энтузиазма. Так, депутат от ЛДПР Валентина Кортунова усомнилась в том, что расчёты Водоканала по нормативу отражают реальное потребление населением воды, а депутат от «Справедливой России» Александр Гаськов сказал, что и раньше предлагал разницу между фактическим и экономически обоснованным тарифом компенсировать за счёт городского бюджета, однако предложение народного избранника осталось без внимания со стороны его коллег и руководства Водоканала. Большинство депутатов молча согласились с тем, что проблемы предприятия нужно решать на деньги их избирателей.
Между тем, практика, о которой упоминал Александр Гаськов, когда городской бюджет компенсирует разницу в тарифах, в Братске существует. Муниципальные перевозчики получают из бюджета города субсидию, которая покрывает разницу между фактическим тарифом и экономически обоснованным. Сейчас проезд на муниципальном автобусе и троллейбусе стоит 18 рублей, однако фактическая стоимость поездки экономистами мэрии оценивается в 21 рубль. И разница в этих тарифах компенсируется за счёт городской казны – на это уходят несколько миллионов рублей в год. И будут уходить.
Фрагмент программы «Открытая студия»
Такой вывод можно сделать из недавнего выступления директора «падунской автоколонны» муниципального автотранспортного предприятия – она перевозит пассажиров в Падунском и Правобережном округах. В телевизионной программе «Открытая студия», которую готовит пресс-служба мэрии Братска, Николай Костоглодов рассказал, что уже подал в администрацию документы, в которых указал, что себестоимость одной поездки в муниципальном автобусе составляет 27 рублей.
- На сегодняшний день по всем расчётам себестоимость проезда составляет 27 рублей. Мы подали в администрацию Братска такой экономический расчёт. В реальности – около 21 рубля, плюс субсидия из бюджета, - заявил Николай Костоглодов.
Можно предположить, что изменение тарифов в сторону увеличения не особо поправит финансовое положение «падунской автоколонны». Над предприятием «висит» долг в 60 миллионов рублей, мэрия уже начала раздавать за долги имущество МП АТП, а от поднятия цены на проезд, как показывает статистика тех же чиновников, пассажиропоток отнюдь не увеличивается.
Отметим, что власти и руководители предприятий подают новости о возможных повышениях тарифов, как единственно возможный выход и условие существования самих этих предприятий. Однако при этом чиновники и директор МП ДГИ, например, умалчивают, что в будущем году сети холодного водоснабжения планируют передать в концессию (частной компании), и новый тариф должен, в первую очередь, заинтересовать возможных концессионеров. В противном случае, брать в концессию экономически невыгодное предприятие крупной частной структуре просто не имеет смысла.