Когда произносят слово «коррупция», чаще всего имеют в виду высокопоставленных чиновников или сотрудников полиции и надзорных органов. Однако коррупция может возникнуть где угодно, вплоть до обычной сельской школы, в которой нет и сотни учеников.
С мольбой о помощи к журналистам обратилась школьная учительница, мать пятерых детей Лариса Чертовская. По ее словам, она и ее несовершеннолетний сын оказались заложниками коррупционной схемы, созданной директором сельской школы Надеждой К. в образовательном учреждении. Как следует из письма учительницы, ситуация усугубляется тем, что глава поселения является мужем директора школы. В похожей ситуации оказались и другие преподаватели, приехавшие на работу в село по направлению службы занятости населения. Найти справедливость в пределах села Шарагай Балаганского района (население - чуть более 500 человек), где они сейчас живут и работают, невозможно, поэтому женщина принялась искать помощи у журналистов.
Письмо Ларисы Александровны, которое она разослала по целому ряду адресов, надеясь на вмешательство властей, достаточно длинное и сумбурное, однако вопиющее самоуправство директора школы, описанное в нем, показалось «Городу» настолько возмутительным, что мы сочли необходимым рассказать эту историю хотя бы в сокращенном виде.
Лариса Чертовская с сыном-семиклассником перебрались в село Шарагай Балаганского района в поисках работы и лучшей жизни.
«… Приехали мы сюда по направлению Центра занятости из города Черемхово. Мы переехали с сыном в деревню, оставив в городе дом, который на сегодня у нас разбомбили и обворовали. Так что возвращаться нам некуда», - пишет мать-одиночка Лариса Чертовская.
В селе приезжей учительнице дали временное жилье, сын пошел в 7 класс. Как это часто бывает в деревне, в условиях серьезного дефицита кадров нагрузка на педагогов оказалась большой. Лариса Александровна совмещала работу учителя информатики, физики, музыки, русского языка, литературы и лаборанта в компьютерном классе, проводя в школе по 11 с половиной часов ежедневно, периодически трудилась и по субботам. Только вот никаких законных оснований для столь «широкого профиля» у нее не было.
Лариса Чертовская - учитель начальных классов (фото - Life)
Лариса Чертовская утверждает, что незадолго до проведения аккредитации в учебном заведении директор школы обратилась к ней со странной просьбой:
«Меня попросила директор школы К. у неё купить удостоверение учителя физики (для отчета аккредитационной комиссии). Я ей отдала деньги в размере 4000 т. р. Мне выдали чистый бланк этого удостоверения, и я его своей рукой заполнила. Директор попросила перед аккредитацией. По специальности я учитель начальных классов, учитель информатики», - пишет Лариса Чертовская.
По-видимому, подобные «просьбы» услышали и другие педагоги – в школе пошли разговоры. Ситуации, когда в образовательных учреждениях обнаруживались трудоустроенные «мертвые души», а руководитель получал по 2-3 зарплаты, поделив обязанности между имеющимися сотрудниками, увы, нередки.
«Начиная с марта 2016 года, коллектив учителей начал жаловаться на директора в школе за взятничество и превышение должностных обязанностей. Мы стали везде писать жалобы в вышестоящие органы. Просили о снятии её с должности. По образованию она экономист. Педагогического образования не имеет. Занималась делом и прокуратура (деньги учителям начала возвращать). Но наш директор везде в районе имеет знакомых, родственников, наказания ей не было».
После этих жалоб директор стала угрожать, что всех приезжих уволит (что и происходит сейчас). Некоторые учителя были вынуждены уехать. А Лариса Чертовская осталась, за что теперь и расплачивается.
«…(директор) принудительно заставила меня написать заявление на увольнение с должности лаборанта, мотивируя, что у меня прогулы (заявление мною написано 17.06.2016 года, а приказ об увольнении - от 01.06.2016 года). На 01.09.2016 г. директор школы меня переводит учителем русского языка, у меня нет квалификации. Договор у меня остался на учителя информатики и физики.
На сегодняшний день продолжаются гонения не только на меня, но и на моего сына. Марина Р. (дочь директора школы) - классный руководитель моего сына и заместитель директора - теперь гнобит его, подговаривает детей в классе против него. С помощью классного руководителя был спровоцирован инцидент в классе против моего сына. После этого она сказала родителям написать в инспекцию по делам несовершеннолетних. Сейчас нас пугают, из полиции звонят, выписывают повестки, передают через участкового.
Директор школы и её дочь заинтересованы в том, чтобы мы уехали из села. Оговаривают нас в селе, в школе. Я обратилась в Министерство образования Иркутской области, к министру, к мэру Балаганского района, в районный отдел образования, была написана жалоба, но ответов нет ниоткуда. Куда еще обратиться? В суд обращаться тоже здесь бесполезно, у К. везде - свои люди. У нас в селе весь народ их семью боится, так как муж К. является главой поселения.
У меня одна надежда на вас в решении данной проблемы. Так как мы приехали сюда жить, учиться и работать. Копии всех бумаг у меня есть».
Лариса Чертовская
Во время работы над этим материалом нам удалось узнать, что автор письма Лариса Чертовская была госпитализирована в больницу в Балаганске после того, как перерезала себе вены. Был ли это жест отчаяния или попытка привлечь внимание к возникшей проблеме – предстоит выяснить компетентным органам.
«Город» будет следить за развитием ситуации.