Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации.
Состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 273 УК РФ, является формальным. Преступление считается оконченным с момента создания, а равно использования или распространения вредоносных программ.
Объективная сторона указанного преступления выражается деянием в форме действия, заключающегося в создании, распространении или использовании вредоносных компьютерных программ или информации.
Так, в соответствии со статьей 1261 ГК РФ под программой для ЭВМ понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Стоит отметить, что под ЭВМ понимается комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач. Понятия «ЭВМ» и «компьютер» не тождественны, последнее является частным понятием.
Соответственно, вредоносной программой для ЭВМ является программное средство, которое было создано с целью несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации. Важным признаком вредоносной программы является отсутствие уведомления собственника (пользователя) о характере действий программы, отсутствие запроса на реализацию своего алгоритма. Текст такой программы должен быть скомпилированным, т.е. способным осуществить свои функции.
С указанным свойством непосредственно связана альтернативная часть объективной стороны преступления: создание вредоносной компьютерной программы. Так, уголовная ответственность за указанное действие наступает лишь на последнем этапе написания программы – ее компиляции.
Распространение вредоносных программ может осуществляться как непосредственно, в том числе, с помощью сети «Интернет», то есть с предоставлением доступа к таковым программам, так и с помощью машинных носителей, например, путем подбрасывания зараженных дискет, флэш-карт.
Под использованием вредоносных программ понимается их запуск на ЭВМ для осуществления функций, для которых они предназначены.
Важным альтернативным признаком вредоносной программы является ее предназначение для нейтрализации средств защиты компьютерной информации. К таковым обычно относятся программы-патчеры, предназначенные для модификации отдельных программ с целью устранения заложенных производителем ограничений, связанных с защитой авторского права, либо защиты от несанкционированного доступа.
Так, гражданин С. осуществлял за вознаграждение «прошивку» и «чиповку» игровых приставок, в результате которых происходило несанкционированное блокирование, модификация и нейтрализация средств защиты программного обеспечения, после чего на игровых приставках стало возможным воспроизведение нелицензионных копий игровых программных продуктов, запрещенное компанией, чем были нарушены ее права, гарантированные законодательством РФ. С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 273, частью 3 статьи 272 УК РФ.