Почему у братчан из крана течет ржавая вода?

15 апреля 2016 г. 13:20 10109



Грандиозный проект стоимостью в сотни миллионов «дармовых» для города денег администрация Братска реализовала так, что теперь наверняка потребуются огромные вложения из городского бюджета и личных средств горожан в течение многих лет, чтобы вернуть жизнь нескольких тысяч человек хотя бы в прежнее, «допроектное» состояние.

Необходимая краткая предыстория

В 2008 году Федеральным агентством по строительству и ЖКХ был объявлен конкурсный отбор участников совместного проекта Министерства регионального развития и Всемирного банка реконструкции и развития. Город Братск получил наивысшую оценку и занял 1 место, поскольку реформировал жилищно-коммунальное хозяйство быстрее и лучше многих других городов. Кроме самой администрации, значительный вклад в эту победу внесли управляющие компании города.

Деньги городу выделили с важным условием – внедрить самые передовые технологии ЖКХ, чтобы поставщики коммунальных услуг сами старались предоставить населению наилучшие услуги по низким ценам.

В общей сложности, город безвозмездно получил 316,5 млн рублей. Грант Всемирного банка решено было вложить в два проекта. Первый – реконструкция главного канализационного коллектора (важнейшее, между прочим, дело) стоимостью 185 миллионов рублей. Второй (на оставшиеся 130 миллионов) - установка в 221 доме Братска новых теплоузлов с соответствующей автоматизацией, экономией, мониторингом потребления, реконструкцией сетей и т.п. Просто красота! Вот именно про эту «красоту» на бумаге и провалах в реальности мы сейчас и поговорим.

Провал №1

К тому моменту, как деньги Всемирного банка были пущены в работу, в некоторых домах, которые должны были войти в проект (13 домов), уже стояли новёхонькие теплоузлы (стоимостью от 150-ти до 200 тысяч рублей каждый). Их поставили в рамках федеральной программы капитального ремонта, за средства которой город боролся не менее неистово, собственники дома тоже вложились в их установку в размере 5% от стоимости.

Но проект есть проект, правильно же? Да и деньги почти дармовые. К черту новые теплоузлы! Поставим новее нового!

Провал №2

Справедливости ради стоит сказать, что не администрация определяла подрядчиков проекта. В случае с деньгами Всемирного банка победителей конкурса на право выполнения работ выбирали совсем другие структуры и люди. Вышло так, что подрядчиком стало НПО «Карат» (г. Екатеринбург), которое и взялось устанавливать новые теплоузлы собственной разработки. Неизвестно, оговаривалось ли условиями конкурса или какими-либо иными договорами создание проектов модернизации для каждого дома в отдельности, но это необходимо было сделать. Администрация в этом процессе все же была не инертным наблюдателем и право голоса имела. Жилые дома в городе Братске, несмотря на своё внешнее однообразие, отнюдь не одинаковы по устройству внутридомовых сетей. И каждая такая особенность должна учитываться при проектировании и установке теплоузла. Но этого не было сделано. Фактически, в дома «впихнули» теплоузлы по типовым (усреднённым) проектам, которые приемлемо работают только на таких же типовых домах, а их оказалось очень немного. И следить за ходом исполнения работ, контролировать своего подрядчика - фирму «Карат» - должна была именно городская администрация. 

Небольшое лирическое отступление для понимания ситуации.

В городе Братске существует, так называемая, «открытая система теплоснабжения». Говоря просто, отопление и горячая вода  идут по одной трубе. И в радиаторы отопления и в кран попадает одна и та же вода.

По современным правилам строительства, новое жильё должно возводиться с закрытой системой отопления. В некоторых новых домах Братска, построенных по не менее новым проектам, такая система уже действует. То есть, закрытая система в каждом новом доме изначально спроектирована для этого дома вместе с теплоузлом. Это важно.

Провал №3

Итак, что мы имеем сейчас? Система теплоснабжения для 221 дома в городе стала закрытой. Теперь холодная вода подогревается непосредственно в подвале дома. Оборудование теплоузлов, включая насосы, электрическое. При отключении холодной воды – нет и горячей. Точнее, вообще никакой нет. При отключении электричества в доме происходит сбой в системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, но холодная вода всё же течет – она поступает под давлением (впрочем, если давление есть).

Провал №4

Теплоузлы «Карата» оказались слишком шумными. В управляющую компанию «Жилищный трест» и Роспотребнадзор полетели жалобы. Дело дошло до суда, который постановил установить шумоизоляцию. На сегодняшний день где-то она уже установлена, хотя её качество вызывает опасения – сделана шумоизоляция «на глазок», без проектного решения, которое гарантировало бы снижение шума хотя бы до предельно допустимых значений. А где-то люди, живущие на первых этажах над теплоузлом, до сих пор ощущают себя, как в летящем самолёте. Днем и ночью - ежесекундно.

Провал №5

С магистралями муниципального «Водоканала» (МП ДГИ) всё очень нехорошо – они давным-давно пришли в негодность. А тут ещё 2, 3, 9, 10, 13 и 14 микрорайоны (221 дом) с новыми теплоузлами стали потреблять почти в два раза больше холодной воды, ибо она же, одновременно, ещё и горячая.

Теоретически, нужно поднять давление – увеличить приток воды, но практически сделать это нельзя – придется перекопать сразу весь город, поскольку старые трубы такого испытания просто не выдержат (они и существующее давление не выдерживают). Потому-то некоторые дома, особенно стоящие на возвышенностях (а Братск, как вы можете увидеть из своего окна, расположен отнюдь не на равнине), в пиковые периоды разбора воды (вечерами в будни, а особенно в субботу и воскресенье) остаются вообще ни с чем.

Знали об этом городские чиновники в процессе рассмотрения проекта? Да. Знали.

К слову, из 221 дома почти четверть (!) – 50 домов имеют тупиковую систему ГВС. Реконструкция внутридомовых сетей этой проблемы не просто не решила (хотя должна была), она её усугубила. А местами она просто не была проведена (например, на ул. Кирова, 19 и 27).

Провал №6

Вот очень и очень краткая выдержка из списка дефектов работ, которые управляющая компания нашла в новых теплоузлах пока всего лишь в 52 домах из 221-го. Причем, это всё не единичные случаи:

- неработоспособный насос,

- насос не подключен,

- насос установлен в обратную сторону (минимум, дважды! – прим. ред.),

- неправильная врезка (перепутаны подача и обратка),

- оборудование не налажено,

- установлены заниженные настройки температуры,

- неработоспособный клапан на отоплении,

- постоянно захлопываются регулирующие клапаны,

- перепутаны диаметры труб,

- «память» электронных счетчиков составляет всего 60 дней (а должна быть не меньше года! прим. ред.),

- не выполнены дренажные линии для сброса воды из системы отопления и ГВС (то есть, вода в случае сброса будет болотом стоять в подвале – прим. ред.).

На 36 домах датчики температуры наружного воздуха, с которыми сверяется теплоузел, выставляя температуру теплоносителя (упрощенно – температуру радиаторов отопления в доме), были установлены на солнечной стороне дома. Из-за этого происходила такая, мягко говоря,  «неприятность»: на улице -10 градусов, но солнечно, следовательно, датчик греется чуть ли не до «нуля» градусов, и отопление в доме выключается автоматически.

Есть множество претензий к качеству сварки, как и к самой сварке вообще – внутренняя разводка в подвале выполнена из оцинкованных труб. Мало того, что  сами трубы несколько сомнительного качества – их нельзя сваривать в принципе! Сварка «сжигает» оцинковку, и все преимущество в долговечности труб обнуляется сразу.

Управляющая компания «Жилищный трест» многократно обращалась в администрацию города с «тревожными» письмами по каждому случаю обнаружения брака монтажа, но на сегодняшний день никакой внятной реакции от властей города не последовало. Малую часть этих обращений читатель может увидеть в конце текста.

Провал №7

Но жители домов обо всех этих недоделках и не подозревали. Узнали, когда вода из крана начала временами пропадать, а если уж и появлялась, то ржавая и вонючая.

Над вопросом «почему вода ржавая и вонючая?», похоже, никто, кроме управляющей компании, куда приходят «мешки» жалоб, особо и не задумывается. И однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Но в целом ситуация такова – в централизованной котельной вода для подогрева специально готовится. Из неё, как минимум, удаляется воздух (происходит деаэрация воды согласно СанПиН 2.1.4.2496-09). Из школьного курса химии (то есть, профессорское звание не обязательно) мы знаем о коррозии металла и о том, что она особенно быстро возникает в горячей воде. Но коррозию вызывает не сама вода, а растворенный в ней воздух. Для теплообменников в новых теплоузлах вода специально не готовится!

Сколько «проживут» трубопроводы горячего водоснабжения в таких «стрессовых» условиях, и сколько протянут сами теплообменники, остается только догадываться. Но время уже пошло и его, судя по катастрофической интенсивности коррозии, осталось мало.

Специалисты управляющей компании в одном из домов, где установлены новые ИТП, вырезали фрагменты труб, которые прослужили всего 4 месяца, и были весьма удивлены тем, что обнаружилось внутри. По их словам, оцинкованные трубы, прослужившие 10-15 лет, порой, вообще не имеют никаких признаков коррозии. Что это за субстанция (наросты) внутри новой трубы, и какова толщина цинкового покрытия – предстоит выяснить профессиональной экспертизе.

 

Что касается неприятного запаха воды, то его появление вызвано жизнедеятельностью термофильных бактерий, которые особой опасности для человека не несут, но воздух, тем не менее, отнюдь не озонируют. Избавляются от них просто – кратковременно пропускают теплоноситель (горячую воду) температурой в 100 градусов. Провести такую операцию на новых теплоузлах, по словам специалистов, невозможно. Что делать, пока непонятно.

Кто платит за эти провалы?

А куда обращается человек, когда у него из крана тонкой струйкой бежит ржавая, вонючая вода? Правильно, человек звонит в диспетчерский центр управляющей компании. Как часто поступают такие звонки? Например, 2 апреля с 9:00 до 15:00 (ав ведь это не пиковое время для жалоб) только из одного микрорайона (а их, напомню, 6) поступило 9 жалоб. Звучат они предсказуемо – вода мутная, ржавая, воняет, едва бежит. Устранить всё это с помощью хоть десяти аварийных бригад невозможно. Теоретически, можно только всё вернуть назад. Об этом, кстати, во многих жалобах просят и сами жильцы.

Сейчас читатель – житель «осчастливленного» новыми теплоузлами микрорайона - может сказать, что это, мол, не его проблема. И будет неправ. Управляющая компания за свой счет проводит очень недешевые анализы, предполагается ряд дорогостоящих проектов – новые теплоузлы надо охранять, нужна сигнализация как на подвал, так и на чердачное помещение (там тоже должно появиться оборудование для передачи показаний) - следовательно, необходимо участие (читай – оплата работы) охранных агентств. Впереди ещё, судя по всему, скоропостижная замена трубопроводов, впереди множественные ремонты теплоузлов – устранение всех недоделок, значительная часть которых  «всплывет» лишь спустя некоторое время.

Но что значит «за свой счет»? За счет жителей, поскольку деньги управляющая компания получает только от них.

К слову, подогрев воды в доме и у «Иркутскэнерго» стоит одинаково - 836,68 руб. за Гкал, а тариф на воду для подогрева у «Иркутскэнерго» (18,01 руб.) и «Водоканала» (16,66 руб.) ощутимо разный (ради этих двух рублей разницы всё и задумывалось), но жители, чьи квартиры оборудованы счетчиками, вынуждены сливать ржавую воду, и разница в тарифах куда как менее заметна. Вдобавок, совершенно непонятно, как работа электрооборудования отразится на общедомовых нуждах в электроэнергии.

Каково положение дел на сегодня?

Вкратце, вот такое:

Деньги потрачены на крайне непродуманный проект.

Работы выполнены некачественно, поскольку со стороны заказчика работ (городской администрации) не велось должного контроля.

Управляющая компания по вышеприведенным причинам принимать новые теплоузлы на обслуживание не хочет и не может. 

Ничего хорошего в ближайшем и далеком будущем этот проект городу не принесет и только усугубит плачевное состояние сетей. Как общегородских, так и домовых.

Немая пауза... 

 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: