Как Братск, получая от государства миллиарды, умудрился дойти до нищеты?

27 мая 2016 г. 11:52 10197



О том, что федеральная программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья находится на грани срыва, стало понятно уже в конце прошлого года. Разумеется, по традиции, мэрия начала вести активный поиск виноватых и тех, кто смог бы разделить с ней ответственность за провал. Меж тем, стоило просто подойти к зеркалу и внимательно посмотреть на отражение.

Таких денег Братску уже никогда не дадут

Реализация программы переселения из ветхого и аварийного жилья в Братске началась давно. Первые дома начали строиться почти 7 лет назад. И ещё 7 лет назад было понятно – город ждут большие перемены и огромные государственные инвестиции. Братск - город хоть и молодой, но буквально первый в области по количеству ветхого и аварийного жилья.

Очень важно, что эти инвестиции (около 3 миллиардов рублей) – безвозвратные, никто потом не потребует эти деньги «отбить» и вернуть.

Для Братска эта сумма – чуть больше половины годового бюджета. Причем, если бюджет города, в основном, «проедается»,то есть тратится на зарплаты, то эти государственные деньги должны пойти на созидание – новое жильё с благоустроенными территориями вокруг и рабочие места.

Когда ещё город сможет получить подобные средства? Ну, если вы не верите в волшебство, то поймете, что никогда больше Братск таких денег, чтобы их дали просто так и почти разом, не увидит.

Но, тем не менее, вот он, шанс! Счастливый шанс для города, шанс для градоначальника, в конце концов, если не поднять город с колен, то, для начала, хотя бы отползти от края пропасти на этих коленях.

Пока же ситуация вот такая: «Министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светлана Свиркина заявила о срыве властями Братска реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, заявленные объемы которой систематически нарушаются с 2013 года. Несмотря на то, что до середины 2017 года муниципалитет должен ввести в строй порядка 130 тысяч кв. м жилья, администрация Братска заключила контракты на строительство лишь 12 тысяч кв. м жилья в 2015-2016 годах. При этом с 2013 года в городе по этой программе построено всего 20 тыс. кв. м».

Стройматериалов нет, строителей нет, строить негде…

Но легко строить дома на бумаге. На самом-то деле, судя по выступлениям мэра, ситуация вокруг складывается крайне неблагоприятная.

Ещё 16 февраля Сергей Серебренников принял участие в заседании правления Палаты городских округов Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, которое прошло в городе Иркутске. Во время совещания Сергей Серебренников выступил с информацией «Об участии муниципального образования города Братска в государственных программах», где рассказал много интересного (к одной из частей этого выступления мы ещё вернемся), и, в частности посетовал на то, что в Братске нет индустрии стройматериалов, нет пока еще собственных строительных организаций. И странным образом эта фраза почему-то не вошла в официальное сообщение на сайте городской администрации, но осталась в стенограмме заседания.

Вдобавок, по словам градоначальника по этому же поводу, но для другой аудитории: «Практически вся свободная земля в городе сегодня принадлежит компаниям, аффилированным с Александром Гаськовым». При этом, правда, Сергей Серебренников признал, что земли были приобретены стройфирмами Гаськова с аукциона, официально и легально. 

Какова ситуация на самом деле?

Тут надо пояснить, как в идеале работают такие инвестиции. Проект делают местные архитекторы, адаптируют его под местного производителя стройматериалов, строят дома местные фирмы. Все – строители, архитекторы, водители, работники кирпичного завода и завода железобетонных конструкций - получают зарплату. Платят налоги в местный бюджет. Покупают товары, одевают себя и детей – дают работу местному мелкому бизнесу (магазинам, рынкам, тратят заработанное на услуги), который тоже платит налоги и, чаще всего, тоже в городской бюджет.

То есть, город получает новую «денежную» кровь в экономику. И получить этот заряд «свежей крови» в размере половины городского бюджета – шикарный подарок для Братска. Если от этой суммы хотя бы 10% останется в городском бюджете (а в описанном выше идеале может остаться чуть ли не половина) – это почти 300 миллионов рублей или три годовых программы капитального ремонта дорог. Если, конечно, под такое дело городские топ-чиновники не решат увеличить себе зарплату.

И для читателей (а может, даже и для мэра Сергея Васильевича) будет новостью, но кирпичный завод в Братске и завод железобетонных изделий живы! У них даже сайты свои есть  (kbzb.ru и brkz.ru) с ассортиментом продукции и замечательными словами одного из генеральных директоров: «Комбинат «Братскжелезобетон» является одним из основных поставщиков сборного железобетона на территории Иркутской области, в особенности, ее северных территорий».

Что же касается строительных организаций – их в Братске больше, чем достаточно. Только тех, где раньше соучредителем был нынешний председатель градостроительного комитета Владимир Вершинин (а ныне там его соучредители его товарищи – бывшие соучредители), аж четыре фирмы.  

Конечно, заводов по производству линолеума, цемента и кровельного материала в Братске нет, но стоимость их в смете не заоблачна. Также стоит добавить, что строительные организации Александра Гаськова землю в аренду взяли отнюдь не для того, чтобы мэр обиделся (так-то дороговатое занятие для первоапрельских «подколок»), а именно для строительства по программе переселения.

Что нужно для того, чтобы деньги из федеральной казны обновили город и попали в местный бюджет снова? Нужно чтобы заработала городская строительная инфраструктура. Нужно, чтобы мэр был хозяйственником в полном смысле этого слова. Таким, которому не зазорно встречаться со всеми заинтересованными сторонами, быть гарантом сделок, вероятно, создать некоторые преференции городским предприятиям и строителям.

В конце концов, умудряется же как-то городская администрация разыгрывать конкурсы на строительство домов не между городскими строительными фирмами, а между двумя муниципальными организациями - МП ДКСР и МКУ ДКСР, хватает же для подобного руководства «рынком» и отраслью знаний, желания и опыта. Почему их вдруг недостаёт для развития городского рынка строительства?

Понимает ли мэр смысл прочитанного?

У мэров-хозяйственников с программой переселения и строительством домов все в порядке. Градоначальник Усть-Кута Владимир Кривоносенко в интервью изданию МК Байкал, собственно, секрета своего успеха не скрывает: «Мы создали условия, пригласили крепких профессиональных строителей, в том числе, из Иркутска. Подрядчики работают успешно, эффективно, очень ответственно относятся к задаче. Мы постоянно работаем с ними в контакте, я лично держу этот процесс под контролем, бываю на стройплощадках, по меньшей мере, раз в неделю — на каждом из объектов». Про опыт мэра города Черемхово мы писали на нашем сайте совсем недавно. 

Мэр Братска пытается политизировать проблему строительства, привлекая к ней депутатов Законодательного собрания региона и однопартийцев из «Единой России». И, похоже, Сергей Васильевич не понимает, что разделять ответственность за срыв федеральной программы с ним никто не хочет. Просто потому, что за переселение граждан отвечают на местах только главы муниципалитетов.

Впрочем, возникают сомнения, что мэр Братска вообще правильно понимает ситуацию.

На том же заседании правления Палаты городских округов Ассоциации муниципальных образований Иркутской области 16 февраля 2016 года мэр Братска Сергей Серебренников сказал буквально следующее: «Так, в период 2014-2015 годов Братск принимал участие в 15 государственных программах с объемом финансирования ежегодно порядка 3,0 млрд рублей, из них 2,3 млрд рублей (или до 75%) направлялись на заработную плату педагогическим работникам образования и культуры. И лишь ¼ часть - на программы развития: переселение граждан из ветхого жилья, улучшение жилищных условий молодых семей, ремонт автодорог, в том числе, впервые - к дачным кооперативам, поддержку малого и среднего бизнеса, садово-огороднических товариществ». 

По идее, после такого заявления на выходе из зала, где проводилось заседание, Сергея Васильевича должны были уже ждать правоохранители с распростёртыми наручниками. Виданное ли дело - средства, поступающие из федерального бюджета, тратить на зарплату работников образования? На что, в таком случае, тратится городской бюджет, из которого должны происходить эти выплаты?

Сказанное прозвучало настолько дико, что, наверняка, никто из заседавших просто ушам своим не поверил. Однако же на следующий день - 17 февраля 2016 года - эта информация появляется на официальном сайте администрации без правок и почти без купюр, хотя, разумеется, это была оговорка, только на неё всем было наплевать.

Возникает логичный вопрос – мэр Сергей Серебренников руководит городом, пытается как-то исправить положение с наполняемостью бюджета и одновременно выполнить федеральную программу или просто зачитывает с листа текст выступления?

 

P.S. Пока вы думаете на этим вопросом – вот ещё один интересный факт. Фонд содействия реформированию ЖКХ уже приостановил выплату последнего транша Иркутской области в размере 134,2 млн рублей в связи с нарушениями, которые были ранее допущены при переселении жителей Усть-Илимска и поселка Магистральный в 2015 г. Однако заморозка транша не дает региону права не выполнить целевые показатели программы в установленные сроки. Подобное приостановление выплат возможно и для Братска, то есть, выполнить программу будет ещё сложнее. Но означает ли это, что сложности будут только в поиске виноватых или же будет вестись планомерная работа?

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: