Помощь с воздуха. Авиалюбители Братска помогают региональным властям выявлять пожары
05 августа, 14:36

Перед началом взлёта – обязательный визуальный осмотр. «Табуретка» - так ласково называет свой самолёт лётчик Константин Марков – хоть и небольшое воздушное судно, но высоту набирает приличную - до 4 километров. Чешский «Стинг» одного из основателей Федерации любителей авиации здесь - главная рабочая лошадка. На нём и на стоящей рядом четырёхместной «Тундре» Константин Марков ежедневно совершает вылеты – вместе с лётчиками-наблюдателями выявляет очаги лесных возгораний. Сегодня на месте лётчика-наблюдателя - корреспондент телекомпании «Город».

За какие-то секунды «Стинг» отрывается от земли, и мы летим исследовать окрестные леса на предмет пожаров. Вообще, рассказывает пилот, за один вылет самолёт удаляется от братского аэродрома на расстояние в тысячу километров. Но сегодня особых распоряжений из штаба лесоохраны не поступало – так что мы обследуем только городские леса. Идём на высоте около 300 метров. Под крылом, как и полагается, зелёное море тайги. Такие полёты бывший военный лётчик, а ныне бизнесмен, по договору с правительством Иркутской области совершает с начала пожароопасного сезона.

- Полёты начались в конце апреля - в начале мая. Выполнялись они почти ежедневно. Каждый самолёт примерно 6 часов находится в воздухе в полёте. И пролетает около тысячи километров, - говорит Константин Марков.

Тем, кто в небо поднимается нечасто, поначалу непросто сориентироваться на местности. Но вот впереди показывается знакомая поляна на берегу Братского моря – мы подлетаем к Ангарской деревне. К счастью, никаких признаков возгораний. В задачу командира воздушного судна входит обследование лесов в Братском, Усть-Илимском и Нижнеилимском районах. Сейчас ситуация не такая серьёзная, как ещё месяц назад. Поэтому в среднем за вылет удаётся обнаружить 3-4 возгорания.

- Сначала 14-15 пожаров в день обнаруживали, - рассказывает Константин Марков. - В основном, присутствует человеческий фактор. Это, естественно, туристы, рыбаки, охотники. Больше, конечно, туристы, потому что они менее грамотные в этом отношении люди. 

Спустя десять минут после взлёта кружим над Центральным округом. Ещё через несколько минут долетаем до пустующего днём пляжа на Братском взморье. Местные авиалюбители впервые сотрудничают с правительством и МЧС в поисках очагов возгораний. Пилот уверен: такие взаимоотношения выгодны всем и будут только укрепляться. Лётный час на сверхлёгком «Стинге» стоит в разы меньше, чем на том же АН-2, хотя мониторинг лесополосы особых требований к самолётам не предъявляет.

- Максимальный взлётный вес самолёта составляет всего лишь 500 килограммов. Это уже учитывая командира воздушного судна, пассажира и плюс заправка. Он прост и недорог в эксплуатации и идеально подходит для мониторинга лесопожарных объектов, - говорит Константин Марков.

Конечно, к концу полёта никаких возгораний мы не обнаружили – ситуация с охраной лесов в Братске, что называется, на высоте. Между тем, благодаря слаженным действиям команды Константина Маркова в северной части Иркутской области удалось предотвратить распространение десятков пожаров. И вот - самая ответственная часть полёта для командира воздушного судна - посадка. Сверхлёгкий «Стинг» заметно потряхивает при заходе на взлётную полосу. Но мастерство бывшего пилота-истребителя даёт о себе знать. «Табуретка» мягко опускается на землю.

Сотрудничество с МЧС и правительством Иркутской области – лишь первый шаг к серьёзному развитию малой авиации в Братске, уверен Константин Марков. В ангаре Федерации любителей авиации сейчас стоят три самолёта, скоро появится четвёртый. Причём, в планах не только взаимодействие с государственными структурами и ведомствами. По словам основателя федерации, в городе достаточно людей, готовых вкладываться в развитие малой авиации как спорта. Главное – появилась команда единомышленников, пилотов и техников, которые не могут жить без неба и готовы выполнять любые поставленные перед ними задачи.