Весной паромные переправы в Братском районе откроются, как обычно. И станут даже лучше, чем были! Как рассказал информационному агентству «ТК Город» мэр Братского района Александр Дубровин, до конца года должна быть разработана программа приобретения двух новых паромов по договору лизинга. Такое поручение дал первый заместитель председателя Правительства Иркутской области Руслан Ситников.
Слухи о том, что жители заморского поселка Харанжино рискуют лишиться переправы – а с ней и возможности попасть на большую землю, начали распространяться около недели назад в местном сегменте социальных сетей и мессенджерах. Кроме того, как сообщила пресс-служба Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, по решению Арбитражного суда Иркутской области администрация Братского района обязана расторгнуть контракт на сумму 17,9 млн рублей с МУП «Вектор», которое в период навигации обслуживало две паромные переправы – «Тангуй – Добчур» и «Ключи-Булак – Харанжино». Это связано с тем, что муниципальное предприятие (единственный участник аукциона!) не имело лицензии на перевозку пассажиров водным транспортом.
Действительно, паромные переправы, которые связывали между собой поселки Братского района, перестали работать в конце ноября – начале декабря. Но это вполне обычное явление, связанное с замерзанием Братского водохранилища. Эксплуатировать паромы с появлением заберегов и льда опасно - можно повредить судно, к тому же существуют правила, согласно которым делать этого нельзя.
Как только позволит погода, и толщина льда будет признана достаточной, откроются ледовые дороги, и движение возобновится. А поскольку временное отсутствие сообщения с заморскими поселками – нормальная ситуация, летом и осенью администрация Братского района занималась серьезной подготовкой к предстоящему межнавигационному периоду и отопительному сезону. В поселки, расположенные на другом берегу водохранилища, завозили запасы продуктов, топлива, лекарств и т.д., чтобы люди там могли без проблем прожить несколько месяцев. Это хорошо отлаженный процесс, средства на создание запасов и их завоз выделяются из районного бюджета и бюджета области в первую очередь.
Разумеется, нельзя сказать, что люди из заморских поселков вовсе не испытывают неудобств – некие элементы «робинзонады» в их жизни присутствуют. Но коренные жители давно к этому привыкли, тем более, что риска для их жизни и здоровья нет. Опасения вызывает разве что необычно теплая для декабря погода – с каждым годом ледовые переправы открываются все позже и позже.
- Никто не оставит людей без переправ! – заверил мэр Братского района Александр Дубровин. – Паром – это социально-значимый объект, фактически, продолжение дороги, позволяющее добраться до отдаленных поселков. От работы паромных переправ зависит подвоз продуктов, предметов первой необходимости, почты, пенсий, оказание медицинской помощи, даже тушение лесных пожаров – если паромов не будет, техника для борьбы с огнем не сможет попасть к месту возгорания. Другой вопрос – состояние паромов. Переправы обслуживают приспособленные суда, это старые баржи и теплоходы, которые не соответствуют действующим требованиям к перевозке пассажиров. Нормы за последние годы неоднократно менялись, и переоборудование старых судов потребует огромных затрат. Взять, к примеру, навигационное оборудование - никто ведь не смотрит, ходит судно на расстояние 15 километров или на 340 метров, как на Кантинской переправе! Оборудование должно быть!
Именно несоответствие паромов действующим требованиям мешает МУП «Вектор», обслуживающему две переправы в Братском районе, получить лицензию на перевозку пассажиров водным транспортом. А отсутствие лицензии лишает предприятие права участвовать в аукционах на оказание услуг, которые ежегодно проводит администрация. Поэтому, с юридической точки зрения, переправы работать не могут. А если взглянуть с позиций социальной значимости – районные власти не могут попросту остановить паромы до тех пор, пока не найдется другой желающий эти переправы обслуживать. Население в Харанжино и Добчуре – чуть более полутора тысяч человек. По факту же там проживает значительно меньше людей, многие просто зарегистрированы. И потому рассчитывать на прибыль от эксплуатации переправы нельзя. А работать себе в убыток ни один лицензированный перевозчик не станет.
- Я пришел на этот пост чуть больше года назад, и в процессе изучения документов узнал, что в 2016 году филиал «Группы Илим», который обслуживал эти паромные переправы, передал суда во временное (именно так это обозначено на бумаге) пользование Братскому району. На 5 лет. Они тогда прекратили заготовку леса в окрестностях Добчура и Харанжино и уходили из этих мест, переправы им стали не нужны. В районе Озерного вырубка ведется и сейчас, поэтому третий паром по-прежнему эксплуатирует «Группа Илим». Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, - сетует Александр Дубровин. – Узнав об этой проблеме, я тут же начал работать над ее решением.
На сегодняшний день есть три выхода. Первый – выделить субсидию на реконструкцию имеющихся паромов, чтобы привести их в соответствие с действующими нормами (на это потребуется, ориентировочно, более 20 млн рублей). Второй – передать паромные переправы в областную собственность, чтобы их, как и большинство переправ в регионе, эксплуатировало Восточно-Сибирское речное пароходство. Переправы на Ольхон, в Киренске – государственные. Третий путь – приобрести в лизинг новые паромы. В прошлом году примерная стоимость двух паромов оценивалась в сумму более 120 млн рублей. Но с учетом большого подорожания металла, сейчас я уже не возьмусь оценить примерные затраты. Проблем, за исключением финансирования, я тут никаких не вижу, в области работают несколько судостроительных заводов, например, в Жигалово, где паромы могут построить. На каком решении мы остановимся в итоге – пока неизвестно. Мы с первым заместителем председателя Правительства Иркутской области Русланом Ситниковым этот вопрос сейчас прорабатываем.
Вообще, было бы очень хорошо, если бы на месте этих переправ появились понтонные мосты. Такие по Сибири есть – в Киренске, в Красноярском крае на реке Кове. Но у нас имеется судоходство, и это осложняет ситуацию.
Жителей Добчура и Харанжино с наступлением навигационного периода в этом году ждал приятный сюрприз – впервые за много лет поездка на пароме для них стала бесплатной. А до недавнего времени расходы на переправу личного автомобиля могли проделать изрядную дыру в их семейном бюджете. Став мэром, Александр Дубровин поставил себе цель проработать этот вопрос в Правительстве Иркутской области. Благодаря поддержке губернатора предложение мэра прекратить брать плату за проезд с жителей удалось реализовать.
- Летом ко мне подошел пенсионер из Добчура и от всего сердца поблагодарил за возможность бесплатно пользоваться переправой. Рассказал, что ему назначили курс физиопроцедур в Тангуйской больнице, и вот он 10 дней подряд должен был ездить туда, по два раза в день пользуясь паромом. Для него это были очень существенные затраты, - рассказал Александр Дубровин.
На работу паромных переправ из областного бюджета ежегодно выделяется субсидия в размере около 20 млн рублей, но этих денег хватает только на топливо, зарплату обслуживающего персонала и мелкий ремонт судов. Бюджет Братского района – глубоко дотационный, собственных доходов хватает на покрытие только 20% финансовых потребностей. Так что рассчитывать остается только на региональную поддержку. И, по словам Александра Дубровина, с приходом Игоря Кобзева на пост губернатора район эту поддержку получил.
Много лет в Братском районе существовала проблема с причалами, необходимыми для работы водного маршрута «Братск-Иркутск-Братск». Теплоход в период навигации для жителей многих поселков Братского района является единственным транспортом, на котором они могут добраться до райцентра или других городов области. Но прогнившие старые баржи, которые десятилетиями играли роль причалов, были небезопасны. И нынешним летом благодаря усилиям мэра Братского района Александра Дубровина и поддержке губернатора Иркутской области Игоря Кобзева были заменены плавучие причалы в заморских поселках Наратай и Прибойный. Причал для поселка Южный тоже готов, но его доставят с завода уже будущей весной.
- В заморских посёлках имеется достаточный запас продуктов, в медицинских учреждениях - лекарственных средств. Социальные объекты работают в обычном режиме. Жизни и здоровью населения ничего не угрожает. И даже если допустить, что кому-то понадобится экстренная медицинская помощь, то у нас работает санитарная авиация, и мы, по необходимости, ей пользуемся.
Поэтому хочу успокоить жителей: морозы придут и лед встанет, подготовим ледовую переправу и откроем движение, средства на подготовку ледовых переправ в районном бюджете имеются, - заверил Александр Дубровин.
По словам Александра Дубровина, решение о транспортировке пациента санитарной авиацией принимается исключительно по жизненным показаниям. Таких случаев, к счастью, немного – за 11 месяцев 2021 года насчитали всего 4.
P.S. Примечательно, что одним из распространителей досужих сплетен о закрытии переправ стал глава Харанжинского сельского поселения Алексей Скворцов. Он «героически» поддержал сбор подписей жителей Харанжино под петицией губернатору Иркутской области, а также заявил, что готовится видеообращение к президенту РФ. Между тем, новый глава поселения, избранный весной 2021 года, является сторонником «дистанционного управления». В данный момент он находится в учебном отпуске, а проживает в Братске, лишь изредка навещая поселок, за который несет ответственность. Много ли пользы от такой работы – сказать сложно.