В деревнях двери от посторонних запирать не принято. Живут, что называется одной большой семьёй – все друг другу доверяют. О том что в этом доме на Градостроителей живут именно деревенские жители, можно узнать по незапертым дверям в подъездах. Сегодня мы отправимся в гости к первым к первым переселенцам из зоны затопления Богучанской ГЭС. Свои новые квартиры вчерашние жители посёлка Кеуль телевизионщикам показывают с большой охотой. Тамара Давидюк с семьёй переехала сюда в минувшие выходные. Трёхкомнатная квартира встретила переселенку мраком. До сих пор в некоторых комнатах нет лампочек – строители не успели их повесить. Впрочем, это мелочи, говорит Тамара Ивановна. Куда больше она была потрясена планировкой квартиры. Словосочетание «кухня-студия» у переселенцев вызвало недоумение. Никогда, говорят, не встречали, чтобы печь, холодильник и раковину помещали в жилой комнате.
Я не понимаю в этой кухне. Вытяжку надо делать, а у нас же не было вытяжки. Я даже не знаю, куда, что делать. Вчера ездили, хотели купить кухонный уголок, а как ставить-то его. Я тоже не знаю, потому что мы с этим не сталкивалися, - сетует Тамара Давидюк, переселенец.
Балкон тоже удивляет, подключается к разговору муж Тамары Ивановны, дядя Петя. Зачем балкон сделали почти у пола, не понятно. Пластиковые трубы хозяйственному отцу семейства тоже кажутся не особо практичными. В ванной, к примеру, трубу с горячей водой повело.
- Лучше бы они на горячую воду всё-таки металлическую трубу поставили, - комментирует Пётр Давидюк.
Но лучше уж так, чем в том же Кеуле, говорят переселенцы. Для справки: посёлок Кеуль расположен в 50 километрах от Усть-Илимска: работы практически нет, коммунальные платежи в два раза больше, чем в Братске, цены на продукты одни из самых высоких в регионе. Так что переселение в более благополучные районы Иркутской области в связи с затоплением ложа Богучанской ГЭС многие восприняли на ура. Прасковья Карнаухова или баба Пана, как величают её односельчане, нисколько не пожалела, когда переехала из 60 квадратных метров собственного дома в 35 «квадратов» «однушки». Единственное, что смущает, дверь закрывается неплотно – но это строители пообещали исправить.
- Если я руками на земле работать не могу, здоровье не позволяет – так уж лучше приткнуться в тёплый угол и помалкивать, - говорит Прасковья Карнаухова, переселенец.
Зять бабы Паны с тёщей согласен не до конца. Уже прикидывает, куда устроиться на работу. Честно сознаётся: куда проще было бы на своей земле в таёжном посёлке.
- Лучше бы, чтобы я жил там. Там и работа и рыбалка, и речка Ангара, тут вопросов нет.
– У нас тоже речка есть.
-У вас море, а у нас речка. Ангарский хариус лучше вашего. Это факт, почему ваши братчане к нам и ездят. Потому что у нас лучше по природе и вкуснее хариус, - заявляет Стас Офицеров, переселенец.
Некоторые переселенцы, как нам удалось выяснить, надолго в Братске задерживаться не собираются. Продадут квартиры и уедут. Впрочем, большинство решили остаться навсегда. Хотя не исключают: к городскому быту будет непросто привыкнуть. Семья Давидюк уже подумывает о приобретении дачи. Тяга к земле, даёт о себе знать. А баба Пана готовится отметить Новый год в новой квартире. До первого января 2013 года Кеуль должен быть полностью расселён. В частности, в этот дом должны заехать около полусотни семей.
Андрей Васильев.