Евгений Зенкин: После завершения реконструкции БрАЗа в 2030 году братчане больше не будут видеть воздух

29 апреля 2022 г. 17:59 6358

Фото: ИА "ТК Город"


28 апреля в актовом зале Индустриально-металлургического техникума прошло общественное обсуждение результатов независимой оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта реконструкции Братского алюминиевого завода. Регистрацию прошли 169 участников публичных слушаний, среди которых были депутаты Думы Братска, представители администрации города, работники БрАЗа и общественники. Почетным гостем стал экс-губернатор (1997-2005 г.), почетный гражданин Иркутской области, академик Российской академии естественных наук Борис Говорин.  

Заместитель директора по устойчивому развитию, директор департамента экологии и климатического регулирования АО «РУСАЛ Менеджмент» Иван Ребрик рассказал, что с 2019 года на БрАЗе реализуются мероприятия по переводу производства на технологию «Экологический Содерберг». На сегодняшний день 27% электролизеров уже переведены на нее, благодаря этому объем выбрасываемых загрязняющих веществ снизился на 4,8 тысячи тонн.

- Намерения компании – они очень серьезные в части улучшения качества жизни городов ответственности компании. Заметьте - не присутствия компании, а именно ответственности! – подчеркнул Иван Ребрик. - Эти проекты, которые мы сейчас презентуем для 4 алюминиевых заводов Сибири – это Красноярский, Иркутский, Братский, Новокузнецкий заводы. И мы будем решать, каким образом мы будем перестраивать эти заводы с тем, чтобы к 2030 году выполнить указ президента о снижении негативного воздействия в 2 раза. 

Иван Ребрик подчеркнул, что проект коренной перестройки – некоммерческий, он не окупится. Предварительная стоимость работ оценивается в 150 млрд рублей. При этом выработка алюминия останется на прежнем уровне в 1,01 млн тонн. 

- Время непростое, с учетом геополитических факторов все может быть, безусловно. Но намерения наши очень твердые, и при поддержке государства будет реализовываться этот проект, - резюмировал Иван Ребрик.  

На общественном осуждении спикеры рассказали о различных аспектах реконструкции и подчеркнули, что в двух современных электролизных корпусах, которые придут на смену 13-ти старым корпусам, предназначенных под снос, установят новейшие электролизеры РА-550. Таких нет даже на недавно открытом Тайшетском алюминиевом заводе (там установлены РА-400). Они отличаются высокой энергоэффективностью, мощностью, а главное – очень высокой герметичностью. Оборудование должно улавливать и направлять на газоочистку 98,5% вредных веществ (бензапирен в процессе не выделяется). 

По словам представителя разработчика, руководителя проекта модернизации в Братске Игоря Беспалого, технология самообжигаемого анода (Содерберга), разработанная более 100 лет назад и применяемая на БрАЗе, дошла до определенного предела, который не позволяет существенно снизить выбросы и улучшить технико-экономические показатели, на этом оборудовании практически невозможно достичь 100-процентной герметизации и это приводит к неорганизованным выбросам фторидов и бензапирена. Сейчас БрАЗ «производит» 40 наименований загрязняющих веществ в объеме 77 685,93 тонн в год (более 80% составляет углекислый газ) и 77 видов отходов 1-5 классов опасности.

Первую фазу строительства, в рамках которой планируют возвести объекты на новых площадях с западной стороны завода (без отключения существующих мощностей) должны закончить до 2026 года. Для этого промплощадку расширят на 74,38 гектара (сейчас общая площадь завода составляет 465 га). В конце 2026-го – начале 2027 года планируют отключить старые электролизные корпуса №1-8 с параллельным запуском первой очереди 176-ти новых электролизеров. В 2027-2029 году запланировано строительство второй очереди и запуск еще 176 электролизеров с параллельным отключением 21-25 корпусов. По завершении строительства проведут благоустройство прилегающей территории. Кроме того, запланировано масштабное озеленение в пределах санитарно-защитной зоны, которая будет существенно расширена (в первую очередь, в сторону Моргудона). 

Специалисты департамента экологии компании «ИнЭкА-консалтинг», которая проводила независимую оценку воздействия проекта реконструкции БрАЗа на окружающую среду, рассказали собравшимся, что реализация проекта кардинально улучшит экологические показатели завода – в новых корпусах выброс фторидов и сернистых соединений будет в 10 раз ниже существующего, бензапирена не будет вообще. Что касается остающихся 12 корпусов, то электролизеры там переведут на технологию ЭкоСодерберга, позволяющую, пусть и не столь кардинально, снизить объемы выбросов. 

В дальнейшем, по словам управляющего директора ПАО «РУСАЛ-Братск» Евгения Зенкина, планируется перестроить и эту часть завода, но речь идет уже не о текущем десятилетии. 

- Самый главный итог нашей модернизации – мы не будем видеть воздух! Город получит возможность увеличения налоговой базы, ведь, увеличивая качество металла, мы будем вынуждены увеличить продукцию с добавленной стоимостью, это объемы реализации и, соответственно, налоговые отчисления. Это уровень заработной платы – новая квалификация требует совершенно нового образования, и стоимости этого труда, и качества обслуживания оборудования, которое мы смонтируем. Город получит развитую инфраструктуру, мы не можем не развивать параллельно с заводом, - подчеркнул Евгений Зенкин. 

Заведующий отделом охраны окружающей среды администрации Братска Николай Юшков предложил создать общественный совет для контроля реализации проекта. Его идея получила поддержку собравшихся, как и проект реконструкции в целом. 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: