С 01.01.2019 года федеральным законом №458-ФЗ внесены изменения в федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».
Изменения коснулись системы регулирования в области обращения с отходами, в частности, образован институт регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (ст. 8 федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»).
При этом, в силу пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1156 от 12.11.2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации №641 от 25.08.2008 г.», контейнерная площадка представляет собой место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Обязанность по содержанию контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, несут собственники помещений в таком доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.
Более того, изменения внесенные федеральным законом №458-ФЗ, коснулись и Жилищного кодекса РФ, согласно им собственники жилого дома или части жилого дома обязаны обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 5 статьи 30 ЖК РФ).
Обязанность по заключению вышеуказанного договора в силу части 12 статьи 161 и части 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ возложена и на управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы.
Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий (постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.), когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.
Жителям многоквартирных домов (МКД) коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК). При наличии управляющей организации, она обязана заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО, если такие полномочия ей предоставило общее собрание жильцов МКД в соответствии с договором управления.
Текст типового договора установлен постановлением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 г. и опубликован региональном оператором в средствах массовой информации.
Кроме того, федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015 г. внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, согласно которым, обращение с твердыми коммунальными отходами включено в плату за коммунальные услуги. Данные начисления производятся с 01.01.2019 года.