Вот уже неделю бурлит возмущение льготников Братска и области по поводу того, что региональные власти, как считают многие, ограничили количество поездок в общественном транспорте. Но так ли это на самом деле? Или же мэрия Братска просто воспользовалась ситуацией в политических целях?
Желание мэрии придать ситуации политический окрас видно хотя бы потому, что вопрос был поднят на городской Думе 30 сентября. Правда, не самим мэром, а его «советником на общественных началах» - членом совета ветеранов БЛПК Юрием Дорошенко (на фото внизу), но с явного одобрения мэра. Благо, случай подвернулся очень удобный – можно, не особо напрягаясь, прослыть радетелем за права горожан и заодно лишний раз «пободаться» с губернатором.
Как же ситуация с льготным проездом выглядит на самом деле? Давайте сравним, как было раньше, и как стало сейчас.
До 1 октября
Количество льготных поездок было равно 30-ти. Эти 30 поездок компенсировались муниципальным перевозчикам из областного бюджета. Просто сами льготники об этом не знали. Остальные поездки сверх этих 30-ти муниципальным перевозчикам уже не компенсировали.
После 1 октября
Количество льготных поездок осталось равно 30-ти. Эти 30 поездок компенсируются муниципальным перевозчикам из областного бюджета. Но теперь льготники об этом узнали. Остальные поездки льготники теперь должны оплачивать муниципальным перевозчикам.
Вот и вся разница. Если вдруг кто-то не понял, объясним ещё раз, но теперь с точки зрения кондуктора.
До 1 октября: в автобус заходит льготник – показывает документ и проездной. Кондуктор не может знать, первая ли это поездка из 30-ти компенсируемых или 70-я и бесплатная, то есть, получит ли за неё деньги автотранспортное предприятие или нет – и льготник едет до своей остановки. Кондуктору всё равно.
После 1 октября: в автобус заходит льготник – показывает документ и проездной. Кондуктор отрывает один талончик из 30-ти и теперь знает, что это льготная поездка. Если талончики кончились, то кондуктору не всё равно, и льготник оплачивает проезд муниципальному, повторимся – муниципальному предприятию, которое, так или иначе, подчиняется мэру.
То есть, вся суть перемен сводится к тому, что до 1 октября муниципальные перевозчики с льготников денег не брали, а теперь берут.
Ещё раз про политический окрас ситуации, на которую, к сожалению, «повелись» многие братчане. Зададим себе вопрос – а кто и когда ограничил количество льготных поездок 30-ю? Чем тогда занимался Сергей Серебренников?
А ограничение произошло ещё в 2014 году, когда во главе области стояло совсем другое правительство, совсем другой губернатор от совсем другой партии. Давайте припомним, а выступали ли тогда члены совета ветеранов на Думе? Писал ли письма губернатору Сергей Серебренников?
Ситуацию с количеством льготных поездок власти Братска обсуждали на протяжении долгого времени. Впрочем, в СМИ об этом писали не то, чтобы мало, но как-то вскользь. Между тем, городская Дума, администрация Братска и перевозчики и раньше отправляли письма в правительство Иркутской области с просьбой увеличить число поездок, за которое поступает компенсация из региональной казны. Однако даже в самой Думе Братска к такой идее относились скептически. Руководитель фракции «единороссов», зампредседателя Думы Аркадий Нестеренко в марте заявлял, что 30 льготных поездок – это экономические реалии, с которыми надо считаться, и которые бессмысленно оспаривать. Вместо этого нужно мэрии, депутатам и самим перевозчикам выстраивать работу таким образом, чтобы автобусное и троллейбусное предприятия могли сами себя прокормить, иными словами, нужно работать.
- Я не верю, что если мы сейчас напишем письмо, ситуация в МП АТП и в Братском троллейбусном управлении начнёт исправляться (речь идёт о тяжёлой финансовой ситуации на этих предприятиях – прим. ред.) Не надо себя утешать. Мы понимаем ситуацию, которая сложилась по стране. И президент, и премьер, и все говорят, что нужно научиться жить в этих реалиях, которые сейчас есть. Давайте напишем про 50 или 100 поездок… Вот есть 30 поездок, и в этом нужно научиться жить. И нужно в этих реалиях приучить себя жить. И выстроить производство таким образом, чтобы оно было не убыточным, а могло себя прокормить, - сказал Аркадий Нестеренко.
В сущности, никто не мешает муниципальному предприятию продолжать возить льготников бесплатно уже по окончании действия 30-ти поездок, как и было раньше. Решить этот вопрос в силах мэра Братска, председатель правительства Иркутской области Александр Битаров публично подтвердил его полномочия в решении этого вопроса, но желание Сергея Серебренникова поучаствовать в политике, поднять вокруг себя шум в городе гораздо сильнее. И потому в данный момент мэром Братска ведется работа по созданию «управляемого социального недовольства», а это удивительное дело, когда власть рангом пониже своими руками расшатывает власть, которая рангом повыше. Странно видеть такие поступки «государственника», которым Сергей Васильевич себя часто называет.
И, напоследок, в распоряжении редакции оказалось письмо мэра Сергея Серебренникова губернатору Иркутской области Сергею Левченко, одобренное депутатами городской Думы. С полным его текстом читатель может ознакомиться в конце публикации. Но смысл его таков: в первом абзаце Сергей Васильевич вкратце пересказывает смысл постановления, во втором – рассказывает о последствиях, в третьем - просит не ограничивать количество поездок и компенсировать их автопредприятиям по факту, а не фиксированное количество. Казалось бы, всё правильно. Но подобные по смыслу письма пишут в ЖЭК, чиновникам администрации или в надзорные органы, как правило, обыватели. А руководители такие письма писать не имеют права по должности. Руководители, если они таковыми являются, должны вносить свои конкретные, взвешенные и продуманные предложения. Именно способность решать проблемы отличает руководителя от любого наугад взятого из толпы человека. Но решать мэру Братска неинтересно.