Приближается годовщина вашего пребывания на посту мэра города. Наверняка выдадите много интервью те или иным СМИ, лояльным или не лояльным. И будет очень много сказано, что было сделано. Вопрос немного нестандартный, что не сделано, или что не получилось довести до конца?
- Год в работе мэра это наверное очень короткий отрезок. Я вот сейчас вспоминаю дни моего назначения. Вот это год пролетел для меня, не то чтобы не заметно, он был полон разных событий, решений, был полон трудных ситуаций. Но во времени по своему ощущению, он пролетел достаточно быстро. Конечно есть очень много, чего я сам для себя отмечаю, как незавершенное еще, и очень важное направление в котором мы пока не продвинулись. Это к тому, что не получилось. И наверное самое главное, не получилось изменить кардинально изменить ситуации по увлечению доходной части городского бюджета. Все проблемы, о которых мы в городе говорим: и дороги, и детские сады, экология, многие многие проблемы, которые наших горожан беспокоят, они связаны так или иначе с финансированием и с эффективным использованием средств, которые имеются. И мы себе с депутатами такую задачу ставили с самого начала. Не скажу, что мы совсем ничего не сделали в этом направлении. Работа кропотливая, она ведется. Тот объем работы, который мы проделали он рано или поздно перейдет в качество. Нам сегодня мы успешно участвуем и в областных программах, и в федеральных. Нет предела, всегда можно сделать больше. Работу нужно продолжать, ее нужно совершенствовать. Учитывая, что муниципалитеты в рамках действующей государственной налоговой политики получают наверное самую малую часть тех налогов которые на территории города собираются. Но есть ведь еще проблема и по собираемости налогов. Мы и с налоговыми службами встречались, и с судебными приставами. Это проблема, которую нужно решать, иначе мы никогда не будем наполнять городской бюджет, чтобы решать хотя бы половину проблем. Есть ряд наших законодательных инициатив, которые мы направили и в законодательное собрание и в законодательную думу РФ. Эти законодательные инициативы касаются перераспределения и налоговой нагрузки в том числе. Нас не устраивает ситуация, в которой налог на доходы физических лиц выплачивается не по месту жительства человека, а уплачивается по месту регистрации налогового агента. А у нас многие предприятия, которые функционируют и люди то работают братчане, но предприятия могут быть зарегистрированы в Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге. И часть налогов, которые должны оставаться в городском бюджете и должны быть как-то полезны для тех горожан, которые здесь работают, с которых взимается этот налог, они почему то уходят для Москвичей, для Красноярцев. И вот тут, я считаю, нам непаханое поле работы.
Нет, но все-таки была попытка со стороны муниципальной власти сделать запрос, какие–то инициативы законодательные, она была кем –то поддержана? На уровне законодательного собрания, государственной думы?
- Практически с первых дней работы мы начали писать письма в вышестоящие органы, для того чтобы эту систему как-то изменить. И мы использовали любые возможности, чтобы это вопрос поднять на поверхность. Не буду скрывать, и выборы в государственную думу, и выборы президента РФ, мы тоже пытались использовать, чтобы эти болевые вопросы для города, болевые точки, всем показать. К нашему, наверное, счастью, это не только проблема Братска, это проблема всех муниципалитетов на территории России. Этот вопрос поднимается всеми городами. Наши желания, предложения, очень быстро попали в большой пакет всех предложений, и ушли соответственно президенту РФ. Я знаю, что такие поправки в федеральном законодательстве разрабатываются. Но считаю, что останавливаться на этом не в коем случае не нужно.
Для того, чтобы Братск сделать городом, в котором хочется жить нужно работать и работать. Любое н6аправление, которое мы затрагиваем, пытаемся реализовать оно так или иначе связано с финансированием и никуда от этого не деться. И направление по увеличению доходной части бюджета – это лишь одно направление, есть еще и второе, которому мы также уделяем достаточно много внимания в котором за этот год работы пока не достигли. Это еще и оптимизация и повышение эффективности тех средств, которые есть. Ведь надо понимать, что сэкономил, значит, тоже заработал. И этот принцип должен стать приоритетным для всех и муниципальных предприятий. И муниципальных учреждений, в том числе для чиновников городской администрации.
Я думаю многие, услышав эти ваши слова уже злорадно потерли руки. Потому что экономика в устах мэра, многие воспринимают как урезание финансирования школ, бюджетников. На самом-то деле это все-таки не так. Где есть вот эти слабые звенья, где сегодня действительно можно сэкономить?
- А оптимизация, это же не только экономия. Оптимизация подразумевает много других мероприятий: самых главных, направленных на то, чем занимается учреждение, чем занимается предприятие. Оно стало более доступным, более качественным для жителей города Братска. Ведь если меняется мир, меняется экономика, есть уже современные методы ведения различного рода деятельности. В том числе и оказание платных услуг. Надо на эти формы переходить, нельзя сегодня работать теми же формами и методами как в 50-х 60-х годах прошлого столетия. У меня был случай, я часто привожу его в пример. Я когда приехал в библиотеку, ведь никто же не будет спорить, что культура важна для людей. Мы с этим согласны и поддерживаем этот тезис. Но культура должна быть для людей доступна, она должна ими восприниматься, современными людьми. Сегодня большая часть людей предпочитает интернет, а не библиотеки, то наверное и библиотека должна свою работу трансформировать и совершенствовать.
Модернизация. По-моему такие шаги есть?
- Нет, шаги такие есть, но они далеко не везде. Я один пример привожу, не в обиду той библиотеки, о которой сказано. Просто этот пример очень характерен для многих бюджетных учреждений. Когда в разгар дня я приехал в библиотеку я обнаружил там 8 работников и ни одного посетителя, это тоже о чем то говорит. Либо учреждение должно работать по – другому, что людей было больше, чтобы услуги этого учреждения были востребованы. А иначе получается, что мы финансируем воздух. Мы осуществляем благотворительный фонд, просто платим деньги, потому что им негде работать. Но не факт, что эта работа, которую они делают, нужна горожанам. Может быть, этим же людям нужно платить, но за другую работу, которая будет востребована. Тогда можно будет говорить об эффективности и оптимизации. Может быть в какое то учреждение нужно сегодня вложить, чтобы завтра тратить меньше. И мы эти программы энергосбережения и программы вообще эффективности рассматриваем, но опять же повторюсь, раз вы задали вопрос что не получилось. Естественно сдвинуться в этом направлении за год не получилось, а направление очень важное, я считаю.
Давайте коснемся станции экологического мониторинга. Потому что, когда ее не было, все упрекали, что ее нет. Теперь решили ее покупать, упрекают в том, что покупают не то. Когда ее купят, окажется то, что найдется в чем ее упрекнуть. Поэтому подробнее может быть о экологии, это основная головная боль города.
- Экологическая тема, достаточно жирной полосой проходит по деятельности всех органов власти, и вообще по жизни в городе. И не обращать на нее внимание нельзя. Но мы должны сами себе дать отчет в том, а как мы оцениваем ситуацию экологическую. Мы на какие критерии опираемся, говоря, что в Братске экология плохая. Если говорить, что экология плохая, потому что пахнет, ну это наверное не совсем серьезно. На уровне пятиклассника. А пахнет, потому что ветер дует в сторону города. Сегодня дует, завтра не дует, и не пахнет. То есть сегодня плохая экология, завтра хорошая? Не можем мы основываться на таких критериях. Поэтому первый вопрос, который мы сами себе задаем: как мы будем измерять и объективно оценивать состояние экологии в г.Братске? Существует современное оборудование для мониторинга окружающего воздуха, раз уж мы об этом говорим. Мы достаточно плотно и серьезно изучили существующее оборудование. Мы сегодня очень четко понимаем, что нужно иметь в городе Братске, чтобы получать объективные данные. Мы понимаем, чтобы эту систему мониторинга экологии создать, нужны еще и стационарные посты, которые будут оснащены автоматическим оборудованием. Чтобы отследить все изменения, динамику и понять, что является источником загрязнения воздуха. Уже начались работы по исследованию влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека. Мы тоже должны понимать, какие компоненты из того чем мы дышим как влияют на нас. От этого зависит наше здравоохранение. Это огромный пласт работы, который мы подняли, и его обязательно нужно завершить. Вопрос приобретения станции мониторинга, он же связан еще и с финансированием. А финансирования не маленькое. Понимая значимость этого вопроса депутаты в городском бюджете на 2012 год такие средства заложили. Но возникли юридические вопросы, которые мы так же пытаемся прорабатывать совместно с администрацией. Я уверен, что выход есть, и мы его обязательно найдем.
Ответственность за город, ответственность за решения, которые принимает городская дума, позволяют ли заниматься делами своего округа, от которого избирались? В округе идет ли работа, с вашей стороны как с депутата? Не как председателя думы и мэра.
- Я считаю себя депутатом от правобережного округа, не от 23го а именно от правобережного. Поэтому я не разделяю там 22-ой, 23-ий, 24-ый на Правом берегу. И то, что мы много планируем много сделать для Правого берега, и то, что Правый берег выделен в один из приоритетных направления сегодня , в том числе и городской администрации. Это наверное мой депутатский вклад в то, что я могу сделать. Я сейчас исполняю обязанности мэра, у меня сейчас стало меньше времени для непосредственной работы в округе. Меньше общаюсь с людьми, меньше провожу встреч с людьми, меньше провожу каких-то мероприятий. Но здесь, учитывая, что у меня такие полномочия, есть и заинтересованность в том, что Правый берег не стал какой-то депрессивной территорией, вот здесь такая заинтересованность есть. Реализуя разные направления, мы стараемся, чтобы Правый берег обязательно в этих направлениях участвовал. Ну вот в частности детские сады можно привести. Вообще открытие дополнительных мест в детских садах, за 2011 год – это один из наших успехов. Мы все вместе: и дума ,и администрация, и мэр, работали так, что нам удалось 950 мест открыть за один год. И если мы такими темпами пойдем, к 2014 году ликвидируем очередь в детские сады. Хотелось бы сохранить такие темпы, и для этого делаем все возможное. Но вот из этих 950 мест, почти половина мест, это места в правобережном округе. И в Заярске детский сад открыли, в 45 сад открыли. Сейчас с правительством Иркутской области уже ведется работа по передаче здания бывшего Гавроша, социального приюта под детский сад. Предварительная договоренность и финансирование с группой ИЛИМ тоже достигнута. Если сейчас удастся достаточно быстро оформить документы, то можно будет начинать ремонт, и осенью еще один детский сад на Правом берегу откроем.
Проблема на правом берегу с детскими садами наверное решится?
- Проблема будет уже не такой острой. Там ведь еще проблема с рабочими местами. Жители Правого берега ездят на работу и в Центральный округ, и в Энергетик. И очень важно, с кем можно оставить ребенка. Чтобы молодые родители, например, могли зарабатывать себе на жизнь. По созданию рабочих мест мы тоже ведем работу и по Правобережному округу. Сегодня у меня есть несколько предложений по открытию производственных территорий Правого берега. Не хотелось бы забегать вперед, но эта работа тоже очень важна. Не только для Правого берега, но и для города в целом. Потому что это увеличение налогооблагаемой базы и, соответвенно, повышение доходной части бюджета. Но для правобережцев это еще и рабочие места. Конечно придется где-то переучиваться, переквалифицироваться в случае открытия этих производств. Но это, по крайней мере, возможность иметь нормальную оплачиваемую работу.
Работа по привлечений инвестиций, она ведется?
- Ведется. Здесь очень важно, я бы хотел отметить тоже в своей работе, у меня очень очень важное и существенное направление, которое занимает много времени и сил. Это изучение опыта других муниципальных образований. Я по случаю стараюсь принимать участие во многих семинарах различных, где изучается опыт работы других муниципалитетов в той или иной отрасли. Проблемы то у муниципалитетов одни и те же, просто разные территории решают их по–разному. Кто-то более эффективней чем мы, и поэтому перенимая вот такой положительный опыт других муниципалитетов, мы все равно двигаемся вперед. Вот в части привлечения инвестиций мы пока собираем базу. Я уже от многих городов имею опыт того, как это делается в других городах. То есть примерное представление как это должно быть у нас. У нас тоже есть в ближайшем будущем проекты, в том числе частное муниципального партнерство, о котором так много говорится. Сегодня несколько меняется диспозиция сил. Сегодня не городские власти должны сделать все для жителей, а сегодня жители и городские власти должны выступать партнерами. Тем более те предприимчивые, инициативные жители города, которые желают заниматься бизнесом, но у которых не достаточно ресурсов, в том числе недостаточно средств, недостаточно опыта, недостаточно информации. Вот это направление нужно развивать. Город Братск среди муниципалитетов в Иркутской области крупное муниципальное образование, около 250 тысяч жителей проживают. Мы можем себя обеспечивать, не только наверное продуктами питания, но и различными другими, начиная от целлофановых пакетов до пластиковых бутылок. Вот такие мелкие производства можно открывать на территории города Братска.
К моменту вашего вступления в должность, общественность много говорила о ФОКЕ. Его до сих пор нет. Идут как-то дела со спортивным комплексом?
- Физкультурно Оздоровительный Комплекс городу Братску нужен, и отрицать это никто не будет. У нас в центральной части города наиболее острая потребность вообще в площадях для занятия спортом. И мы вопрос этот поднимали. Еще я, будучи начальником спорта, говорил о необходимости разработки сметы документации и финансирования такого комплекса. На тот момент область нас поддержала, были выделены определенные деньги, в том числе на разработку проекта, но в дальнейшем тот проект, который был разработан очень серьезного спортивного сооружения. Я думаю, что это спортивное сооружения стало бы украшением не только города Братска, но и Иркутской области, но к сожалению в нынешних условиях, вот строительство такого масштабного спортивного комплекса, который был запроектирован, пока не реально. Стоимость строительства того ФОКА, который был запроектирован, больше миллиарда 400 рублей. Такой проект несомненно нужен Братску, но в реализации пока откладывается на неопределенный срок. Но как решить проблему? Проблема то осталась. За 2011 год была разработана сметная документация, на ФОК более скромный, но тем не менее который должен обязательно появиться, который нам по силам. Функционально он конечно уступает: там уже нет крытого легкоатлетического манежа, 50-ти метрового бассейна, который был запланирован ранее, но в этот ФОК вошли достаточно востребованные площади: спортивный зал игровой ,фитнес зал, тренажерный зал. В центральном округе эта нехватка ощущается больше всего. И поэтому на этот ФОК мы получили положительное заключение экспертизы. В городском бюджете уже предусмотрены 10 миллионов рублей на софинансирование строительства этого проекта. Сейчас я лично веду работу по привлечению областных и федеральных средств этого проекта.
Сколько нужно?
- 140 миллионов. То есть это проект в 10 раз дешевле, чем тот, который был разработан. Функционально он конечно уступает, не такой масштабный, не такой грандиозный проект, но тем не менее частично решить проблему нехватки спортивных площадей в г.Братске он способен. В связи с кризисом сдвинулись наши задумки, наши планы, по строительству ледового дворца, но эта тема также поднимается. Мы в последние уточнения бюджета внесли около 2-х миллионов на разработку проектно-сметенной документации, но не единого большого ледового дворца в городе Братске, который тоже будет достаточно дорогостоящим, а на каркасное перекрытие существующих хоккейных кортов и оснощение их айс матами. То есть устройствами для искусственного льда. Это снимет сразу две проблемы: во-первых, такие крытые корты, скажем с искусственным льдом, появятся не в одной точке города, ведь достаточно сложно будет добираться жителям правобережного округа, жителям отдаленных поселков, а появятся во всех районах. То есть мы планируем, что если разработка типового проекта завершится удачно, то на 13-й год уже закладывать строительство одного, а может даже двух кортов в разных округах города. Вообще по плану таких кортов 4: Центральный округ, Правобережный округ, в Падунском округе - 2. Потому что там Падун и Энергетик тоже разделены. Есть действующие хоккейные корты, к которым люди привыкли, которые функционируют успешно. Поэтому такая идея есть, и я думаю она будет реализована.
Важно в какие сроки? От идеи до ее воплощения.
- Сроки, они корректируются. Конечно существующая ситуация, экономическая ситуация в том числе, не только в городе, но и в стране накладывает свой отпечаток. Могу привести простой пример. Мы давно говорили о легкоатлетической дорожке на стадионе Металлург, на искусственном футбольном газоне. Должно было это случиться в году 2008 -2009, но в связи с кризисом, о котором уже много сказано, пришлось отложить эти планы на 2 года , но мы все равно их реализовали. На сегодня мы имеем один из лучших в Иркутской области стадионов по функционалу. Трибуны конечно где-то требуют ремонта, но функционально легко. Атлетическая дорожка, футбольный газон, на сегодняшний день соответствуют всем современным требованиям. Можно и соревнования проводить, и тренировочные занятия для спортсменов.
Если будут прямые выборы мэра, на сколько можно предполагать преемственность? Ну условно говоря, назначили прямые выборы. Народ выразил свое мнение. Приходит человек из оппозиции, и опять начинается закручиванье колеса. Если нет преемственности, то все наработки могут оказаться пустыми, бесполезными. И мы можем просто потерять все это.
- Я понимаю то, о чем вы говорите. Я считаю, что это действительно проблема. Очень много в последнее время говорили о стабильности. Именно стабильность является основой фундамента развития. Нельзя говорить о развитии не имея стабильности в городе. Я очень большую работу сейчас веду по активации городского сообщества. Чтобы люди, братчане, принимали участие в жизни города. Чтобы активные горожане имели больше возможностей для продвижения своих проектов. Общественный совет, который сформирован, пусть много критики на него, но я считаю, что он свою роль сыграет. Мнение общественности и ее лидеров должно быть услышано. Власть сменится, а люди то не куда не денутся.
А вообще обсуждение программы "Город в котором хочется жить", оно идет конструктивно, то есть есть ли вообще обсуждения?
- Ну это это то, о чем я говорю. Когда кто-то говорит, что это плохая программа, я отвечаю: "Предложите другую". То есть если она плохая - скажите, в чем плохая. Мы не должны руководствоваться понятием хорошая или плохая, мы должны говорить о том, что есть разные варианты развития города. И если есть один, который предложил мэр Климов, например, то может быть и второй, и третий, и четвертый, который может быть предложен любой общественной организацией. И вот к этому я призываю общественность и оппозицию в том числе.