Кризис управления братского мэра Серебренникова

17 ноября 2016 г. 16:27 13518



Уже сейчас бюджет Братска испытывает серьезные проблемы. При общей радужной картине, которую рисуют чиновники - якобы им удается сохранять бюджет сбалансированным, фактически, это означает, что денег катастрофически не хватает. Точнее, хватает только на самое необходимое, без чего Братск попросту распадется и развалится.

Достаточно вспомнить ситуацию с ремонтом дорог весной этого года. В бюджет Братска на эти цели были заложены такие мизерные суммы, что пришлось в срочном порядке, в момент, когда дороги уже надо было ремонтировать, вносить изменения и увеличивать суммы, отведенные на дорожные работы. Ну а самым занятным нам показалось предложение мэра Братска к предпринимателям скинуться на ремонт дороги на проезде Индустриальном (об этом «Город» писал ранее, почитать можно по ссылке). От этой глупой затеи отказались ввиду массового возмущения жителей города, которые, к слову сказать, платят налоги (транспортный, акцизы на топливо), за счет средств которых и формируются фонды для последующего ремонта дорог.

Пожалуй, ремонт дорог – это частный и не самый вопиющий пример того, как проводимая в Братске командой Серебренникова экономическая политика ставит крест на дальнейшем развитии города.

Достаточно вспомнить популистскую мантру, которую Сергей Серебренников повторяет на различных публичных мероприятиях и встречах. Он все время произносит «магические» слова, в которые неподготовленный слушатель обязательно уверует. Речь идет о каких-то многочисленных федеральных и региональных программах, средства которых мэр Серебренников в результате кропотливой работы, требующей многочисленных командировок по городам и весям, завел в Братск. Он так и говорит: «Завели программы, привлекли деньги». Этот миф Сергей Серебренников распространяет с тех пор, как занял кресло мэра. Однако люди, знающие реальную картину, скажут вам обратное - что сам Серебренников почти никакого отношения к федеральным и региональным программам не имеет. Фундамент под работу с Москвой и областным центром закладывал экс-мэр Братска Александр Петрунько и экс-депутат Государственной Думы Виталий Шуба. Вот что на это счет говорил сам Александр Петрунько в интервью газете «Вечерний Братск» несколько лет назад:

- Я работал на будущее города для того, чтобы Братск имел возможность привлекать федеральные деньги на различные программы. И скажу, что многое из того, что делалось мною, было присвоено господином Серебренниковым и выдано за собственные заслуги.

Например, присвоение Братску кредитного рейтинга. Оно состоялось в ноябре 2005 года, через месяц после избрания Серебренникова. Знающие люди понимают: для того, чтобы кредитный рейтинг получить, нужно, как минимум, 3-5 лет над этим работать. Просто мы не кричали на всю округу, а постепенно двигались к цели, и уже к сентябрю 2005 года было все готово, чтобы рейтинг получить.

Рейтинг был нужен городу не для того, чтобы себя рекламировать, а для доступа к дешевым финансовым ресурсам. Присвоение кредитного рейтинга позволяло выйти на рынок заимствования не банковских кредитов, а облигационных займов, а это другая стоимость денег. Например, если сегодня обслуживание банковского долга (проценты по кредитам) городу обходится более чем в 100 миллионов рублей в год, то обслуживание такого же облигационного долга было бы в 2 раза дешевле. К сожалению, кредитный рейтинг был просто «профукан», и теперь его заново надо зарабатывать.

- Есть ли еще примеры присвоения чужих заслуг?

- Конечно, это реформа ЖКХ. Она была полностью подготовлена прежней администрацией. Мы совершили необходимые шаги, они были довольно болезненные. Мы создали частные компании в этом секторе, заложили основы конкуренции. Во многом, благодаря этому сегодня в город поступают деньги по федеральным программам капитального ремонта жилфонда, переселения из ветхого жилья и т.д.

Еще один пример – программа реформирования муниципальных финансов. Все было сделано, в основном, в 1999-2004 годах, а в 2005-м уже последние штрихи наносились. И делали мы это без сумасшедшего раздутия штатов, без создания целого Департамента инновационного развития.

А вот что говорил сам Сергей Серебренников о своем личном «вкладе» в пополнении городского бюджета:

- Если бы мэр все время находился в городе, то этих программ не было бы. Речь идет о финансировании переселения горожан из ветхого жилья, об энергосбережении, о социальной поддержке населения, о развитии образования, о строительстве спортивной инфраструктуры, поддержке культуры, доступном жилье и многих других важных составляющих жизни города.

Александр Петрунько

Обратите внимание, что никакой конкретики в реплике мэра не присутствует. Одни общие фразы. Строительство спортивной инфраструктуры? А что было построено? Поддержке культуры? А в чем она проявилась и сколько на это потратили средств какой-либо федеральной или региональной программы? Президентская федеральная программа переселения из ветхого и аварийного жилья была разработана задолго до вступления в должность мэра Сергея Серебренникова, но серьезно «захромала» она именно при Серебренникове. И что это за мифическая «социальная поддержка населения»? Не те ли это средства, которые по умолчанию положены бюджетникам, социально незащищенным гражданам, независимо от того, кто управляет Братском?

Хвалился Сергей Васильевич и еще одной «привлеченной» им программой – строительства детских садов в поселках Порожский и Сухой.

- Напомню, около года назад, когда я работал в должности заместителя губернатора, Братск вошел в областную программу выкупа детских садов. Суть программы заключается в том, что конкурс на определение подрядной организации не объявляется. Частная компания строит детский сад по проекту, который прошел госэскпертизу. Если детсад соответствует всем заявленным требованиям, то он выкупается на областные средства. В Братске по этой программе предполагалось строительство двух детских садов - в Порожском и Сухом.

На сегодняшний день детских садов нет, и когда они появятся – неизвестно. Об этом уже много писали братские и региональные СМИ. Но факт остается фактом - программа, которую «заводил» мэр, провалилась. Мэр «подвесил» недострой на бюджет Братска, сумма немаленькая – около 30 млн рублей – именно столько заплатили застройщику за фундамент и каркас, а саму стройку заморозили на неопределённый срок.  

Так выглядит недостроенный детский сад в п. Порожский, за который бюджет Братска заплатил 30 млн рублей. 2016 год

Масштаб личности братского мэра не столь велик, каким он может показаться со стороны – это стоит помнить всем жителям города. Красиво говорить и с пафосом преподносить перспективу – это то, что Сергей Серебренников умеет лучше всего. А вот планировать, с умом расходовать средства городской казны у него получается плохо. Недавний пример – смотровая площадка на территории Братской ГЭС (ниже на фото). Оказалось, что и эту стройку, которую с помпой презентовал мэр, заморозили.

Но вернемся к бюджету. Подконтрольные мэру СМИ вряд ли расскажут, что с приходом к власти Сергея Серебренникова бюджет Братска, прежде сбалансированный и профицитный, год от года ветшал и «провалился» в дефицит. С чем это связано? Вариантов конечно много – сам Сергей Серебренников любит говорить о глобальном экономическом кризисе в стране и мире. Но это не совсем так. Реальных факторов, ухудшающих финансовое положение Братска, несколько: первый – это непрофессионализм градоначальника в вопросах управления городскими финансами. Ну не специалист он! Не умеет планировать, анализировать. Второй фактор – тяга мэра к различным пафосным и пустым, по сути, прожектам. Время и деньги тратятся на развитие туризма в Братске. Эта идея мэра – утопия. И все его окружение понимает, что тратить время и деньги на попытки затащить в индустриальный город с неблагоприятной экологической обстановкой и разваливающейся инфраструктурой иностранцев или тех же россиян – бессмысленно. Это не даст никакого эффекта – ни имиджевого, ни экономического.

Метод Сергея Серебренникова по наполнению городского бюджета прост и незамысловат. Это банальная продажа имущества, которое принадлежит городу. В 2016 году на продаже муниципальной собственности администрация Братска «подняла» примерно 80 миллионов рублей. В 2017-м планирует заработать ещё, как минимум, 50 миллионов. Благо, если бы речь шла о действительно ненужных объектах, которые ложатся на бюджет города непосильным грузом в виде затрат на их охрану, содержание и все остальное. Однако «с молотка» или по преимущественному праву выкупа уходят объекты, которые могли бы приносить в городскую казну доход в виде арендной платы! Вспомним проданную гостиницу «Братск», бани «Тонус», ТЦ «Зодиак» (на улице Комсомольской) и ТЦ «Дебют» (на улице Кирова). Причём цена этих объектов вызвала определённые вопросы среди общественности – она оказалась неоправданно низкой. Зато быстрая продажа объектов позволила мэру оперативно «латать» дыры в бюджете, а, проще говоря, попросту проедать деньги, полученные от реализации городской собственности.

Еще раз вспомним интервью экс-мэра Братска Александра Петрунько. Вот что он рассказал журналисту «Вечернего Братска» о подходах Сергея Серебренникова к городским финансам:

- Я уже говорил, что Серебренников имел три «жирных» года. С 2005-го по 2008 год бюджет по доходам вырос без учета инфляции в два раза! Но при этом администрация умудрилась и расходы нарастить так, что и этих денег не хватало – бюджет по-прежнему сводился с дефицитом. За четыре года администрация продала 99 муниципальных объектов на общую сумму 562 млн руб., нарастила внешний долг со 130-ти до 275 млн руб., проценты по кредитам – с 7-ми до 101 млн руб. в год. Просто сумасшедшими темпами росли затраты на содержание чиновников. Если у меня как у мэра была зарплата 70 тыс. руб., то Серебренников установил себе 311 тыс. руб., а, например, первый зам. Доскальчук получал 213 тыс. руб. В результате, если ассигнования по статье «Общегосударственные расходы» составляли 6% от общей суммы, то к 2008-му они выросли до 10%, в основном, за счет того, что сократилось в процентном отношении финансирование по статье «Здравоохранение и спорт».

- Итак, Вы считаете время Серебренникова временем упущенных возможностей. Хорошо, скажите, какие действия должен был предпринять мэр в те годы, чтобы, как говорится, «потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

- За это время можно было просто на другой уровень перевести всю бюджетную сферу. Можно было сделать такие ремонты и такое энергоснабжение, которое бы позволило сегодня иметь экономию в расходах по этим двум составляющим, - рассказывает Александр Петрунько. - Эту экономию можно было направить на увеличение заработной платы бюджетникам - а это уже другое качество персонала. Можно предъявлять более серьезные требования к работе бюджетной сферы, к качеству предоставляемых услуг. Это уже прорыв, это другие медики, это другие учителя. Сегодня как можно потребовать, если ты не платишь? Вот, например, узким специалистам-врачам снизили заработную плату, повысили нагрузку, фактически, это означает, что их выдавливают из города, не будут они тут работать.

Та же молодежь. Как ее здесь задержать? Город должен быть привлекательный. Не только рабочие места нужны, но и места отдыха, где досуг можно провести: те же скверы, бульвары. Днем наработаться и вечером уткнуться в подушку – такой вариант молодежь не задержит.

В уходящем году появился еще один фактор, способный разбалансировать и без того непростую ситуацию с городской казной – фактор политический. Сергей Серебренников, по большей части, из-за собственных амбиций, в пух и прах разругался с региональной властью – и с правительством, и с губернатором. Очевидный факт, что в составе доходов бюджета Братска львиную долю составляют не собственные доходы, а различные трансферы, заимствования из бюджета регионального, которые напрямую зависят от региональных же властей. Понятно, что Правительство Иркутской области, вряд ли откажет Братску в выделении денег из-за неконструктивного поведения братского мэра. Но осадочек-то останется! Причина необоснованных нападок Сергея Серебренникова на Сергея Левченко и его команду – личные губернаторские амбиции братского мэра. По одной из версий, Сергей Серебренников готовит себе платформу для участия в следующих выборах губернатора, показывая «класс игры» - не боясь вступать в политические перепалки с высшим руководством области.

Политические амбиции братского мэра завели отношения с губернатором Сергеем Левченко в тупик

Как бы то ни было, а убежать от насущных городских проблем так просто не удастся. Население Братска с каждым годом ощущает последствия несостоятельности градоначальника Серебренникова. За многочисленными, приятными для уха речами мэра, зачастую, кроется банальный непрофессионализм. Еще один пример – ситуация на муниципальном предприятии АТП. Вступая в должность два года назад, Сергей Васильевич обещал вывести предприятие из кризиса. Вот, что тогда писали СМИ:

Комментируя сложную экономическую ситуацию на предприятии (МП АТП - прим. автора), мэр Братска отметил, что все его кадровые назначения нацелены на то, чтобы реанимировать предприятия и отрасли городского хозяйства. Неслучайно на должность директора АТП назначен опытный управленец Валерий Сатлыков, основной из задач которого на сегодняшний день является не только нормализация всех производственных процессов, но и подготовка предприятия к модернизации. Более того, такую модернизацию в течение ближайших пяти лет необходимо провести на всех промышленных площадках Братска. Ее цель, в том числе, и в улучшении экологических показателей в городе.

Отметим, что за эти два года на автотранспортном предприятии трижды поменяли директора, так как ни один из членов команды Серебренникова не смог справиться с проблемами предприятия и нормализовать его работу. Не говоря уже про обещанную мэром модернизацию. Автобусы изношены, денег на закупку запчастей не хватает, предприятие погрязло в долгах. Из бюджета Братска в АТП «залили» несколько десятков миллионов рублей, но ситуация продолжает ухудшаться. Традиционно, проблемы в экономике предприятия подопечные мэра и сам Сергей Васильевич поспешили переложить на кого-то другого – будь то коммунисты или «темные силы». Которые, по факту, никак, даже косвенно, не могут повлиять на финансовое и экономическое состояние предприятия.   

Кстати, в части разбалансировки работы муниципальных предприятий вопросов к мэру Братска очень много. Помимо критической ситуации на АТП, можно добавить и лихорадку на братском водоканале, работу которого два года назад обещал стабилизировать Сергей Серебренников. Ситуация на стратегическом предприятии (МП ДГИ) вообще заставляет задуматься об адекватности градоначальника в принятии управленческих решений. Водоканал погряз в долгах, притом структура этого долга представляет не только общественный интерес, но и может в будущем заинтересовать правоохранительные органы. Дело в том, что в отношении МП ДГИ возбуждено несколько десятков исполнительных производств, кредиторы через суд получили право взыскивать долги. В том числе, и Комитет по управлению муниципальным имуществом, который напрямую подотчетен мэру города.

Водоканал задолжал в городскую казну сумму, превышающую 40 млн рублей. Однако, по какой-то удивительной причине, ни мэр, ни его подчиненные не торопятся эти деньги возвращать (хотя такая возможность имеется). Новое руководство водоканала, назначенное по указанию мэра, ежемесячно загоняет десятки миллионов рублей частным коммерческим структурам, таким образом рассчитываясь по своим обязательствам. Откуда у мэра Серебренникова и его подопечных на водоканале такая забота о деньгах «частников» в ущерб интересам государственным? Почему мэр, не требует исполнить решения суда и взыскать с муниципального предприятия долги за аренду имущества ДГИ в казну Братска? Почему мэр Братска не принимает меры по взысканию с водоканала многомиллионных долгов по налогам? Получается, что мэр и его новоявленный менеджмент водоканала работает в интересах коммерческих структур в ущерб бюджету?   

Надо отметить, что подобные схемы были обкатаны командой мэра и в предыдущий срок его правления (2005-2009 годы). «С молотка» за копейки уходило муниципальное имущество, всем ведь было понятно, что местные чиновники действуют в интересах коммерческих структур и очевидно, что в ущерб городу. Вспомнить хотя бы историю с котельной на Правом берегу. Городское имущество было продано по цене, которая ниже реальной в несколько десятков раз. Ущерб бюджету – это раз. Бесконечные проблемы с поставками горячей воды и обеспечением отопления для жителей 45 квартала – это два.

И таких примеров не один и не два! Это больше смахивает на фирменный стиль управления, если деятельность Серебренникова на посту мэра вообще можно назвать управлением. Самолюбование, тяга к различным праздникам и публичным мероприятиям, бесконечные командировки, бессмысленные и бесполезные проекты, которые, по словам мэра, должны дать какой-то эффект, но на практике ни к чему не приводят. Вот, что нам удалось разглядеть в Сергее Васильевиче за долгие годы его нахождения во власти. Вспомнить что-то иное нам не удается. Куда не ткни - везде проблема, хотя сам мэр каждый год, каждый месяц раздает какие-то обещания.

К подобной критике мэр Братска относится скептически. И зря. По прошествии лет его коллега, экс-мэр Александр Петрунько запомнился братчанам как мэр-созидатель. Ему многое удалось сделать для города в вопросах финансов, благоустройства, строительства и т.д. Братчанам есть, с кем сравнивать, это Сергею Серебренникову стоит помнить каждый день, когда он едет на работу.

В заключение мы бы хотели опубликовать «рейтинг мэров», который «Город» составлял несколько месяцев путем интернет-голосования на портале, а также в социальных сетях.  

Вот как выглядят результаты голосования, цифры говорят сами за себя:

1. Александр Петрунько - 52,22%

2. Иван Невмержицкий - 20,32%

3. Александр Серов - 12,26%

4. Сергей Серебренников - 7,98%

5. Константин Климов - 4,36%

6. Елена Гольцварт - 2,86%.

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: