Кто, зачем и почему играет в войну в Братске?

15 июля 2016 г. 14:38 11036

Фото: Фото: Кирилл Бакуркин, Оксана Чичикайло, из сети Интернет


От автора: На встречу с братскими реконструкторами я специально пошел пешком, чтобы по пути обдумать, как построить вопросы и как написать так, чтобы стало понятно, зачем эти люди годами собирают, разыскивают форму, оружие, нашивки, значки, знаки отличия разных родов войск и разных лет войны. Только ли для того, чтобы потом в этой амуниции раз в год «сыграть в войну» 15-20 минут?

Сейчас, перечитывая уже готовый текст, понимаю, что объяснить, зачем они это делают, практически невозможно. Надо быть просто «больным» - ровно в той же степени, как другие нездоровы, например, странным желанием бегать по полю и пинать мяч или тратить огромные деньги, чтобы на своем автомобиле зачем-то догнать другой. Но это не спорт, не коллекционирование в чистом виде, не актерство в конечном итоге, и даже слово «реконструкторство» не отображает это занятие в полной мере. Этим стоит попробовать заняться, чтобы понять, зачем, почему и как, а пока - вот вам предварительная информация.

Гимнастерка

Встречаемся с Иваном Лапушкиным (работает в «Группе Илим») и Александром Петровым (временно безработный) около кафе и пока ждем Александра Федорова (работает в РЖД), Иван показывает последнее приобретение – гимнастёрку бойца РККА предвоенного образца. Ту самую форму, в которой советские солдаты встретили войну.

- Купили со склада, - говорит он. - При желании всё ещё можно найти, единственное - погон пока нет. Раньше мы, честно говоря, шили форму из современной ткани, но сегодня она совсем другая, не такая...

И в самом деле, материя, которой уже 76 лет, выглядит как совершенно новая, и совсем не похожа на ткань современных гимнастерок, ни фактурой, ни наощупь. Нитки чуть толще, их цвет чуть неоднороден. Прочная, грубая материя вызывает странные ощущения причастности к тому времени. На манжетах - черные металлические пуговицы со звездой – сейчас таких не делают, петлицы малинового цвета, пришиты плотно. (Где-то сейчас тот человек, который их пришивал, где его внуки? Может быть, проходят рядом по улице?). На петлицах - эмалевая мишень в перекрестье двух винтовок. Советское качество.

Кто есть кто

- Кто из вас в армии служил?

- Из нас троих - только Александр Федоров.

- То есть, можно сказать, не наигрались?

- Ну, можно и так сказать. Это как посмотреть… В сущности, мужчины не взрослеют, только игрушки становятся дороже. У нас вот такие игрушки, у других мужиков – другие, и не факт, что у них - лучше. С другой стороны, мы не ерундой страдаем – сохраняем память, причем, сохраняем эту память в деталях, возбуждаем интерес к истории у людей, которые, может быть, о ней и не задумывались особо до этого момента.

Как началось?

Тут надо сказать, что всякое заболевание начинается с генетической предрасположенности. Кто-то из моих собеседников просто увлекался техникой, кто-то - коллекционированием (например, у Ивана Лапушкина ещё с детства самая большая коллекция моделей автомобилей в масштабе 1:43), кто-то просто любит историю. Поэтому все трое «путаются в показаниях». Так или иначе, Александр Петров примкнул к реконструкторам почти случайно. Александр Федоров пришел из страйкбола и словно бы всегда был реконструктором. У него, кстати, есть опыт участия в 2012 году в российском фестивале «Поле боя» в подмосковной Кубинке, где уровень реализма доходит до танковых сражений (Yandex и Youtube вам в помощь - посмотрите, не пожалеете!), причем, участвуют 90% оригинальных (т.е. не «новоделов») танков - как советских, так и немецких.

А.П. – Мы приезжали в школы, привозили оружие, к тому времени у нас уже целый арсенал был – 40 единиц, рассказывали о войне и, конечно, после выступления разрешали все оружие трогать – вертеть в руках. Мне кажется, это было очень интересно, я бы в детстве за такую возможность какую-нибудь часть руки отдал, наверное.

И.Л. – Одно дело - в учебнике прочитать про войну, другое дело - её потрогать…

А.Ф. – Кстати, вот нас казаки в лагерь «Жарок» зовут на следующей неделе. Надо съездить обязательно.

Горожанам известны две масштабных постановки братских реконструкторов на 9 мая 2015 года и 2016 года. И в прошлом году, и в этом их выступление стало гвоздём праздничной программы. И если в 2015 году в постановке приняли участие 12 человек, то в 2016-м на «войну» пришли уже 23 бойца. Несколько человек в 2016 году приехали в Братск из Усть-Илимска – Николай Алиференко и Константин Густоев у них «заводилы». Сейчас городские реконструкторы официально объединены военно-историческим клубом «Братская земля», но это всё же больше формальность. Членство в клубе пока не дает каких-то привилегий и, по большому счету, людям, по-настоящему увлеченным делом, не очень важна форма организации.

Реконструкции в подмосковной Кубинке беспрецедентны по масштабам

Про Красноярск

Недавно братские реконструкторы побывали в Красноярске, где местные власти выделили для постановки часть острова Молокова (по сути, это центр города). Организатором реконструкции был клуб «Сибирская дивизия», и там всё было серьёзно. В соответствии с оригинальными планами и фотографиями были выкопаны окопы, построены блиндажи, перемещены тонны земли. Все ради воспроизведения эпизода битвы под Ржевом в 1942 году.

А.Ф. - Красноярцы немного избалованы зрелищами, зрители на острове были, конечно, но я думаю, если бы такая масштабная реконструкция проводилась в Братске – людей бы пришло в разы больше. Тут в прошлом году на прилет двух самолетов «Дуглас» приехали тысячи братчан, а уж на инсценированный бой…

И.Л. – Мы, можно сказать, представляли наш город. Мне было удивительно, что, оказывается, среди реконструкторов много девушек. Причем, некоторые и строительством занимались в процессе подготовки, и вообще на все руки мастерицы - у меня подошва у сапога отошла, так девчонки раз-два - и пришили! Вот у них есть мечта сделать реконструкцию батальона Бочкаревой в Первой мировой войне.

А.Ф. Кстати, иркутян не было. У них есть клубы реконструкторов, но они, насколько я знаю, больше заняты выяснением, кто там у них главный. А нам делить нечего.

И.Л. – Жалко, что в этом году на День Победы так мало людей смогли посмотреть наше выступление. Там, конечно, чистая условность была – открытое место, бетонная площадь, немного не то, но все же…

А.Ф.Реконструкторов по стране в целом становится все больше и больше. Если всего 4 года назад на фестиваль в Кубинку зазывали всех интересующихся, то теперь туда имеют право приезжать только клубы. Хотя, в основном, это связано с дисциплиной, ведь собирается почти две армии, причем, без младших командиров. Удержать такую массу людей очень сложно, а клубная структура позволяет уже как-то руководить.

Фото Оксаны Чичикайло

Про фашистов

И.Л. - На реконструкции в Красноярске для «фашистов» было правило – за территорию – ни-ни, нельзя. То есть, только в пределах театрализованной постановки можно находиться в немецкой форме со свастикой и прочими атрибутами. Вообще, придурков, которые в немецкую форму рядятся ради какого-то выпендрежа или, не дай бог, идейности фашистской, не принимаем. Нам таких дураков не надо, да таких вообще нигде не надо. И мы прекрасно помним, что вся нацистская атрибутика запрещена. То есть, если и есть фотографии, то только в пределах разыгрываемой реконструкции.

А.П. – Кстати, нацистами чаще всего одеваются те, кто уже собрал полную коллекцию красноармейца (это, как минимум, полная аутентичная форма, а иногда и оружие до 1943 года и после 1943 года – прим. автора).

Фото Оксаны Чичикайло

Про оружие

А.П. - В фильме «Брестская крепость» в первых же кадрах – несусветный и непростительный ляп. Стреляет пулемет «Максим» образца, который начал производиться только после 1943 года. С широкой горловиной для залива воды.

И.Л. В ходе войны выяснилось, что заливать воду для охлаждения ствола через воронку некогда, а в широкую горловину и воду залить можно быстрее, и снег зимой просто заталкивать или лед.

А.П. – Вот у Ивана - пулемет «Максим» образца именно до 1943 года. Редкий экземпляр. Вообще, интересно сравнивать оружие, что называется, в руках, а не по книжкам. Например, наш ручной пулемет Дегтярёва очень неудобный, оказывается. Мало того, если человек из него будет стрелять неподготовленный, он может даже травмироваться. Бежишь с ним, как с железным ломом наперевес. А вот пулемет ZB-30 (ручной пулемёт, разработанный чешским конструктором-оружейником Вацлавом Холеком в 1924-1926 г.г. под немецкий патрон 7,92×57 мм – прим. авт.) очень удобный – вся механика двигается без усилий, детали притерты друг к другу микрон в микрон, всё идеально, но только до тех пор, пока песок не попал в этот точный механизм или вода. Тогда эта точность весь механизм и убивает (и здесь, наверное, можно усмотреть два разных подхода к реальности, две разных «философии» ведения войны – ни больше ни меньше - прим. автора)

Разумеется, почти вся техника у реконструкторов не боевая (но не новодел), однако выдает при выстреле соответствующий звук, пламя и дым (оторопелые братчане могли оценить реальность стрельбы, как минимум, дважды). Бывает, впрочем, техника, которая для этого не приспособлена – выхолощена до состояния чуть ли не игрушки, и тогда приходиться над ней поработать. Ближайшая задача – научить «говорить» раритетный «Максим».

А.Ф. – В Подмосковье человек танки собирает. Варит броню, восстанавливает двигатели. Это уже совсем другой уровень. Недостижимый здесь.

И. Л. – Ну, надо сказать, что у него на это есть средства.

Оружие реконструкторы покупают через Интернет, у перекупщиков, у других коллекционеров. Автоматы, пулеметы и винтовки хоть и холостые, но соблюдать определенную технику безопасности тоже нужно. Увлечение это вообще для здоровья небезопасное. Наступить на тебя могут, пока ты «мертвый» лежишь, уронить в запале боя, граната может прилететь (и хорошо, если по каске) - случиться может всё что угодно, и к этому надо быть готовым.

Фото Оксаны Чичикайло

Про семьи и траты

Со своими семьями реконструкторам сложно найти общий язык. Впрочем, не с детьми, конечно, они в восторге, а с женами. Сложно объяснить, почему эта «железяка» стоит 30 тысяч рублей, а иная гимнастерка - как вечернее платье.

А.П. – Ну, в конце концов, оружие дорожает ежегодно. Если уж семья совсем не принимает таких трат, то надо как-то объяснить, что, так или иначе, это «длинная» инвестиция. На самом деле, примерно, за 10 лет тот же пулемет «Максим» (довоенного образца) подорожал почти в 10 раз. Никакая валюта так не выросла за это время.

И.Л. – Каждый выстрел тоже стоит денег. У ППШ скорострельность - более 900 выстрелов в минуту. Барабан «улетает» так быстро, что моргнуть не успеваешь… Я в этом году потратил на форму и оружие, примерно, 60 тысяч рублей, но год ещё не закончился…

Фото Оксаны Чичикайло

Когда меня убили…

Что очень важно – нельзя вот так просто выбежать с автоматом наперевес с криком: «Ура!» на немецкие позиции. Это не реконструкторство, если не жить боем, это уже клоунада и профанация. Реконструктор потому, собственно, и реконструктор, что он события «проживает», он не живой манекен и не «ряженый». Не может человек без сопереживания взять в руки оружие. Даже просто взять и подержать, не то что выстрелить…

И.Л. - Нет, во время постановки мы никаких зрителей не видим, и даже друг друга иногда не видим от переживания. Стресс получается очень близкий к реальному бою, хотя без страха смерти, конечно. На первой реконструкции в прошлом году мне по сценарию надо было напасть на немецкого мотоциклиста, и у меня такой адреналин поднялся! А тут ещё автомат ППШ заклинило - сам виноват, надо было магазин «притереть» к нему. Пришлось упасть «мертвым». Я лежу, и мне так жалко, что я всё пропускаю… Потом думаю: надо было лопатку саперную достать и с ней в атаку побежать, не успел сориентироваться просто.

А.П. -  Я пулеметчиком на мотоцикле был (во время реконструкции 9 мая 2015 года на стадионе «Металлург» - прим. автора), там меня убивают, и я должен повиснуть на коляске мотоцикла. Убили. Лежу и думаю – как жалко, что я ничего не вижу, я же так готовился, а «прожил» всего ничего…

И.Л.Нам побольше народа нужно. Напиши про это, если можно. Вдруг в городе есть люди, которые коллекционированием оружия занимаются или, например, просто им близка тема реконструкции, но они не знают, с чего начать, как найти единомышленников. Мы поможем, подскажем. Интересующиеся могут присоединиться к нам «Вконтакте».

Фото Оксаны Чичикайло

Исторический и мировой опыт

Реконструкторство существует уже несколько веков. Например, ещё в XVII веке для публики воссоздавались определенные исторические события, сцены победы, чтобы народ не забывал своей истории. В СССР в 1920 году была проведена первая реконструкция — штурм Зимнего дворца, военное «шоу», в котором приняли участие 10 тысяч человек. Реконструкция периода Второй мировой в Советском Союзе зародилась в 80-х годах, когда были предприняты первые попытки проведения подобных массовых мероприятий.

Вообще, реконструкторы есть во многих странах: в Польше, Чехословакии, Франции, Испании, Америке... Направлений реконструкции тоже много – от античности и далее через все известные истории вОйны, включая «горячие» эпизоды «холодной войны», до современности. Например, американские реконструкторы, кроме местной гражданской войны, конфликтов с индейцами и Второй мировой войны, были замечены в «постановке» чеченских событий в России.

Так выглядят в представлении американцев российские войска в Чечне 

Самая большая сложность для некоторых реконструкторов – цвет кожи

Реконструкция 1812 года - наверное, самая затратная

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: