Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин с группой депутатов профильного комитета приступили к активному торпедированию позитивных процессов по укреплению кадрового потенциала медицинских организаций региона. На 52-й сессии областного парламента, состоявшейся 28 июня, в первом чтении большинством голосов был принят законопроект, который лишает муниципалитеты обязательства создавать благоприятные условия по привлечению медицинских и фармацевтических кадров в лечебные учреждения. Эту обязанность депутаты хотят в полном объеме переложить исключительно на областное правительство, оставив за территориями лишь право на реализацию данного полномочия при наличии у них финансовых средств. Законопроект был вынесен на сессию группой депутатов: Андреем Лабыгиным, Артемом Лобковым, Алексеем Козюрой, Владимиром Новожиловым, Игорем Милостных.
Начнем с того, что с 25 сентября 2013 года до 20 июня 2017 года практически ежемесячно проходили заседания комитета, где, в общей сложности, было рассмотрено более 140 вопросов в области здравоохранения. Все это время никого из указанных депутатов не интересовало, как исполняется в реальной жизни эта норма закона (пункт 13 статьи 7 закона № 4-ОЗ «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области»). А принята она была по инициативе депутатов профильного комитета во главе с его председателем Татьяной Семейкиной именно для того, чтобы не ухудшить кадровую обеспеченность лечебных учреждений муниципальных образований, которые в 2013-2014 году были переданы в областную собственность. Так как на тот момент лечебные учреждения муниципальных образований были укомплектованы кадрами всего на 53,2%, законодатели первого созыва рассматривали пункт 13 областного закона как стартап для дальнейшего принятия законов и подзаконных актов Иркутской области в целях выработки единого подхода муниципальной и областной властей к принципиальному изменению кадрового вопроса в медицине.
Но, к сожалению, депутаты профильного комитета второго созыва во главе с Андреем Лабыгиным не стали расширять этот законотворческий плацдарм. За четыре года они так и не удосужились включить в повестку заседания вопросы анализа состояния дел в реализации этой нормы закона. И вдруг ровно за неделю до 52-й сессии Андрей Лабыгин выносит на заседание комитета данный проект закона и буквально продавливает его, пользуясь правом организатора, при этом пренебрегая отрицательным заключением губернатора Иркутской области, составленным с учетом позиции регионального минздрава, минфина, заместителя председателя правительства по социальному блоку Валентины Вобликовой, коллективным письмом руководителей медорганизаций (более 30 главных врачей обратились к председателю Законодательного собрания Сергею Брилке, Андрею Лабыгину и губернатору Сергею Левченко), мнением медицинской общественности, уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина. Без внимания осталось неоднозначное и противоположное мнение, высказанное руководителями муниципальных образований, сельских поселений, депутатами районных дум, общественными организациями. И даже альфа и омега – публичное и демократическое обсуждение законопроекта, имеющего социальную направленность – также было проигнорировано Андреем Лабыгиным.
К сожалению, и на заседании комитета диалог не получился. Отрицательные отзывы выступивших на заседании главного врача Ангарского перинатального центра Натальи Бреус, главного врача Усольской городской больницы Натальи Мельниковой, главного врача Иркутской районной больницы Владимира Зарубина, главного врача Слюдянской районной больницы Галины Анганзоровой, заместителей министра здравоохранения Елены Голенецкой и Галины Синьковой не были приняты во внимание. Безусловно, трудно объяснить главным врачам, почему руководитель комитета грубо нарушил норму федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в установленном порядке не ответил в письменном виде на коллективное обращение главных врачей. Этим же руководителям медорганизаций также непонятно, чем руководствовались Андрей Лабыгин и депутаты профильного комитета, когда в июле-августе 2015 года согласовывали и сокращали бюджет здравоохранения региона на сумму почти 700 млн рублей.
Основным аргументом в пользу изменения закона депутаты называют дотационность муниципалитетов Иркутской области. Но вместе с тем в объяснительной записке к проекту закона Андрей Лабыгин указывает, что дополнительных денежных средств из областного бюджета не потребуется. Так если не потребуется дополнительных расходов, зачем забирать полномочия у муниципалитетов, которые имеют средства и готовы их вкладывать для привлечения врачей? По предварительным расчетам минздрава, для реализации пункта 13, в случае, если его возложить его выполнение в полном объеме на региональное правительство, потребуется около 19 млрд рублей. Так что это - лукавство, или депутаты осознанно вводят в заблуждение коллег и общественность? Может быть, секрет безденежной реализации проекта закона кроется в том, что для отмены пункта 13 действительно никаких денег не потребуется? А вот что далее делать? Депутаты уходят от ответственности, не предлагая взамен ни новой редакции закона, ни новых законов. Они решили для себя этот вопрос легко и непринужденно: мы просто отменим пункт 13, а правительство пусть само разрабатывает новые законы, распоряжения, приказы, изыскивает многомиллиардные средства, а мы будем в привычном стиле экспертировать и рецензировать эти старания и усилия, высказывать недовольство и негодование, при этом кадровый потенциал области будет катастрофически снижаться.
Напрашивается вопрос: Андрей Лабыгин - законотворец или законоликвидатор? Еще в XVIII веке великий Михаил Васильевич Ломоносов, сформулировавший закон сохранения энергии и материи, утверждал, что если что-то убывает из одного места, то должно в таком же количестве и качестве прибавиться в другом месте. У Андрея Лабыгина своя версия толкования закона М.В. Ломоносова.
С 2016 года обновленная команда регионального минздрава вдохнула новую жизнь в пункт 13 областного закона. Благодаря активности и ответственности руководителей многих территорий данная норма дала возможность удержать действующих специалистов и привлекать новых. И как общий итог с - 53,2% в 2013 году по итогам 2016 года кадровая укомлектованность учреждений увеличилась до 56,1%. Впервые за долгие годы был не только приостановлен отток медицинских работников, но даже зафиксирован прирост на 77 врачей. Это позволило восстановить работу Усольского родильного дома, открыть койки круглосуточного пребывания в поселке Верхнемарково, открыть в четырех муниципальных образованиях пять психиатрических отделений для 200 пациентов из Александровского централа, привлечь кадры в Братскую городскую детскую больницу.
В 31-и муниципальном образовании из 42-х разработаны программы социальной поддержки медицинских работников. В большинстве муниципалитетов они в той или иной степени финансируются и имеют реальную отдачу. Огульное неаргументированное заявление Андрея Лабыгина о том, что муниципалитеты не исполняют норму из-за своей дотационности, разбивается о реальные программы, которые разработаны, финансируются и дают ощутимую отдачу. Так, в результате слаженной работы администрации Иркутска, медицинских организаций, а также минздрава укомплектованность здесь, в среднем, составляет 65,2 процента при среднеобластном показателе 56,1 процента. Меры поддержки приняты и в ряде других муниципальных образований Иркутской области. В Заларинском районе предоставляются земельные участки, ведомственное жилье, «подъемные» выплаты в размере 100 тыс. рублей, ежемесячно компенсируют расходы по найму жилья. В 2016 году привлечено семь врачей, укомплектованность составила 55,2 процента и выросла на 10,4 процента по сравнению с 2015 годом (44,8 процента). В Нукутском районе в 2016 году принято пять врачей, в результате чего укомплектованность выросла с 70-ти до 75,2 процента. Администрация Нукутского района помимо тех же мер, что и в Заларях, доплачивает к стипендии студентов-медиков, получающих образование по целевому набору, по 2 тыс. рублей в месяц. В Бодайбинском районе предоставляются жилые помещения по договору найма, подъемные в размере 400 тыс. рублей. В Ангарске, Усть-Илимске, Братске разработаны муниципальные программы, в рамках которых врачам частично компенсируют затраты на аренду жилья, выплачивают достойные подъемные, предоставляют участки для строительства, а также другие льготы.
По поручению министра главные врачи районных больниц совместно с заместителями мэров по социальным вопросам в 2016 году совершили не одну поездку по регионам Сибирского и Дальневосточного федеральных округов для привлечения медицинских кадров. Активное участие чиновников муниципальных образований в таких поездках – очень серьезный аргумент для привлечения врачей из других территорий, ведь это говорит о том, что муниципальное образование видит в новом враче не только электоральную единицу, но, прежде всего, драгоценный кристалл интеллигентности, профессионализма и привлекательности территории.
Странно, как может профессиональный юрист Андрей Лабыгин не считаться с нормами федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 323-ФЗ от 2011 года и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ от 2003 года? Именно этими документами вопросы привлечения кадров в медицину отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов. Может быть, Андрей Лабыгин не знал об этом? Однако незнание закона не освобождает от ответственности - утверждал еще Станислав Ежи Лец.
Чем же, в таком случае, руководствуется группа депутатов во главе с Андреем Лабыгиным, и что же движет ими? Забота о региональном здравоохранении? Вряд ли, ведь взамен пункта 13 понадобятся новые законы, подзаконные акты, комитеты, сессии, многомиллиардные вложения, а группа Андрея Лабыгина не взяла на себя ответственность не только разрабатывать необходимые документы, но даже предположить, что это может понадобиться.
Может быть, это забота о бюджетах муниципалитетов? Сомнительно, ведь еще ни один муниципалитет не разорился из-за реализации этих программ, напротив, они только приобрели врачей, их уважение и ответственную государственную позицию на выборах. Может быть, Андрей Лабыгин активно защищает права пациентов на качественную и доступную медицинскую помощь? Хотелось бы в это верить, однако без привлечения новых врачей в отдаленные территории это вряд ли возможно.
Может быть, лавры победителя от успешно проведенного и принятого закона об отмене прямых выборов мэра Иркутска вскружили голову Андрею Лабыгину, и он счел, что все законопроекты, которые им выдвигаются, являются единственно верными и справедливыми?
К сожалению, великий управленческий принцип «последовательность в мыслях, настойчивость в достижении целей и величественная простота в принятии решений» никак не соотносится с действиями инициативных депутатов. А вот то, что из-за их действий медицинская отрасль на многие годы погрузится в кадровое безвременье - это почти факт. На 52-й сессии вопросы и предложения министра здравоохранения о необходимости концептуально изменить проект закона Андреем Лабыгиным были проигнорированы. Его единственная реплика о необходимости присутствия министра на рабочем месте даже у депутатов и председателя Законодательного собрания Иркутской области вызвала недоумение и удивление.
Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС первого созыва Татьяна Семейкина, которой и принадлежит инициатива в разработке и реализации нормы закона, также крайне удивлена и поражена деструктивной позицией нынешнего руководителя комитета. Удивительно, что Андрей Лабыгин за четыре года так и не удосужился не то что дополнить и усилить эту норму закона, но и должным образом обеспечить ее контроль и исполнение со стороны муниципальных образований. Сейчас он просто ее отменяет.
Странная позиция законодателя: уничтожить то, что создано не им. В свое время последний советский руководитель боролся с алкоголизмом путем вырубки виноградников. Так и Андрей Лабыгин уничтожает норму закона, ничего не предлагая взамен. Таким странным маневром он пытается «решить» кадровую проблему в здравоохранении региона.
Ради чего, так называемая, «группа Андрея Лабыгина» пытается остановить позитивную тенденцию в укреплении кадрового потенциала Иркутской области? Что это - собственные амбиции, только им известные политические цели или же нежелание объективно разобраться и помочь муниципальным образованиям и региональному правительству в решении кадрового вопроса? Уместно процитировать высказывание политического деятеля, публициста эпохи просвещения Эдмунда Берка: «Плохие законы – худший вид тирании». В данном случае, это тирания по отношению, прежде всего, к жителям Иркутской области. Ведь именно они ежедневно нуждаются в доступной, качественной, эффективной медицинской помощи от квалифицированных медицинских специалистов, искренне уважающих и любящих свои муниципальные образования.
Тема кадровой укомплектованности медицинских организаций - слишком животрепещущая и социально значимая для того, чтобы она становилась частной задачей отдельных депутатов. Мнение медицинской общественности, экспертов, руководителей медорганизаций, муниципальных образований и районных дум, позиция губернатора и руководителей общественных организаций не могут быть не услышаны, не имеют право быть проигнорированы.