Сегодня в администрации на открытом заседании Совета по малому и среднему предпринимательству обсуждалась ситуация с городским бюджетом и малым бизнесом в связи с изменениями в порядке начисления минимального размера оплаты труда (МРОТ).
7 декабря 2017 года Конституционный суд РФ, в который обратились жительницы Республики Карелия, Иркутской области и Алтайского края, постановил начислять «северные» надбавки сверх величины МРОТ. Ранее районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями нередко включались в МРОТ, но суд посчитал, что это нарушает принцип социального государства и конституционный принцип равенства.
Конкретно для Братска это решение повлечёт за собой сразу несколько последствий.
Во-первых, для того, чтобы привести зарплаты работников бюджетной сферы в соответствие с решением Конституционного суда, городскому бюджету Братска потребуется дополнительно 500 млн рублей (это, приблизительно, 10% от доходов городского бюджета).
Во-вторых, зарплаты квалифицированных и неквалифицированных работников бюджетной сферы - например, нянечки и молодого воспитателя - практически сравняются. Разумеется, ничего плохого в повышении зарплаты нянечки нет, но квалифицированный труд должен оплачиваться в большем размере. Поэтому для дифференциации зарплат городскому бюджету понадобится, по предварительной оценке, ещё 150 миллионов рублей. Напомним, что бюджет на 2018 год уже принят.
Учитывая, что в себестоимости продукции малых предприятий фонд оплаты труда составляет от 35-ти до 60%, аналогичная ситуация сложится и для малого бизнеса. Рост себестоимости продукции составит от 10-ти до 14%.
- Это решение создаёт для Иркутской области мощнейшее напряжение. В Иркутской области мы уравняли прожиточный минимум с МРОТом с 1 января 2018 года, но в связи с решением Конституционного суда у нас вышла накладка, и мы были вынуждены трёхстороннее соглашение отменить и перейти на минимальный размер оплаты труда, как и вся страна, но при этом жители Иркутской области ничего не потеряли. Первое действие, которое мы 28 марта совершим – введём в бюджет компенсацию за выплату северных надбавок. 4 миллиарда 350 миллионов рублей на это потребуется. Эти деньги в бюджете Иркутской области мы должны найти. Но дифференциация зарплат потребует гораздо больших сумм, - сообщил председатель Законодательного собрания Сергей Брилка.
- Сегодня мы однозначно понимаем, что таких ресурсов нет ни у бюджета, ни у малого бизнеса, - сообщила заместитель мэра города Братска по экономике Лариса Урезалова. Рассчитывать на увеличение сбора налогов физлиц в связи с повышением оплаты труда работникам тоже не приходится. Однозначно, бизнес будет вынужден искать какие-то выходы из ситуации, но понятно, что в целом он становится неконкурентоспособным не только на региональном уровне (часть территории Иркутской области имеет «северный» коэффициент, а часть - нет, - прим. ред.), но и на уровне города. Проблем очень много, решать их надо совместными усилиями. Сенатор Виталий Шуба сообщил нам, что при Государственной Думе создана рабочая группа по изучению этой ситуации. Мы написали о всех этих проблемах письмо депутатам Законодательного собрания, депутатам Госдумы от Братска, и отдельную работу ведёт Союз промышленников и предпринимателей.
- Первого мая 2018 года МРОТ будет приравнен к прожиточному минимуму, и бизнес северных территорий станет неконкурентоспособным. У нас и так три месяца холодно и девять месяцев очень холодно - только расходы на отопление повышают себестоимость. В итоге отсюда все уедут. Но я думаю, правительство нас поддержит, - сказал президент некоммерческого партнерства «Союз промышленников и предпринимателей» Дмитрий Ступин.
- Учитывая, что северные надбавки - это государственные гарантии, принятые на федеральном уровне, федерацией должны быть приняты меры по разрешению создавшейся ситуации. Такими мерами могут быть либо прямое возмещение, либо снижение налоговой нагрузки, либо иные меры. Если у предпринимателей есть какие-то идеи, мы готовы их рассмотреть и обсудить, - сообщила заместитель мэра по экономике Лариса Урезалова.
Однако есть и другая точка зрения на создавшуюся проблему, которая касается малого и среднего бизнеса и высказывается, в основном, работниками налоговой службы и прокуратуры. Заключается она в том, что проблема сама по себе не возникла на пустом месте - напомним, решение Конституционного суда было принято по обращениям рядовых граждан, которые посчитали, что работодатель им явно недоплачивает.
В общем-то, ни для кого не секрет, что некая часть доходов бизнеса остается в тени из-за того, что предприниматели предпочитают нанимать работников на минимальный размер оплаты труда, а остальную, «серую» зарплату выдавать мимо бухгалтерии или, порой, не выдавать совсем. И, разумеется, это не единственная схема, которая позволяет получить от работника больше, а заплатить ему меньше.
Решение Конституционного суда делает «серые зарплаты» попросту невыгодными для бизнеса. То есть, придётся жить честно. Разумеется, для большого количества предпринимателей, чей бизнес невелик и находится на грани рентабельности, «проблема МРОТ» смертельна. Но есть также и предприниматели, которые работают с высокой рентабельностью и отчетливо понимают, что для сохранения бизнеса им придётся буквально оторвать кусок от собственных немалых доходов и отдать его работникам. А делать этого очень не хочется, ибо жалко.