Чтобы сделать аккуратный шов, Наталия сильно наклоняется к своему изделию. Присматривается, чтобы все было идеально. С первой группой инвалидности по зрению очень сложно шить, особенно когда ткань темная. Но женщина старается, ведь это ее работа. На базе общественной организации «Оптимист» уже долгое время существует предприятие. Здесь люди шьют спецодежду, изготавливают бумажные пакеты, делают мебель. Наталия работает швеей 4 часа в день, но за это время успевает нашить десятки полотенец, на целую группу детсадовцев. То, что ее работа приносит пользу,настоящая радость для женщины. Правда, есть опасение, что вскоре предприятие может обанкротиться. Наталия не знает, что же будет делать, если их вскоре попросят освободить помещение.
Наталия Щеголькова, инвалид зрения первой группы: Сидение дома – это страшно. Потому что, кто на работу, нас никто же не возьмет. Кому мы нужны? Никто не берет. А здесь… Ну, все равно, мы боимся потерять эту работу. Коллектив у нас очень дружный, у нас постоянно проходят всякие вечера, дружненько так. Даже лично что-то где-то, мы все равно все обсуждаем, морально поддерживаем друг друга.
Всего в общественной организации «Оптимист» состоит 108 человек, в основном инвалиды по слуху и зрению. 30 из них работают в цеху. Есть и люди с ДЦП. Они тоже трудятся, в основном делают бумажные пакеты, которые позже перепродают другим организациям. Если раньше в вопросах налогообложения инвалидам причитались льготы, то с 2002 года все изменилось. Налоговый кодекс поменял отношение к людям с ограниченными возможностями, льготы убрали. По словам работников, налоговая инспекция замучила их проверками. Пытаясь как-то выкарабкаться, люди работали и делали что могли, только бы вновь не оказаться в четырех стенах. Но за это время накопился большой для организации долг – почти 300 тысяч рублей. После судебных тяжб сумма долга уменьшилась до ста тысяч. Но это все равно очень много. Ведь выгода от продаж минимальная. Ее еле хватает на оплату коммунальных услуг и зарплату инвалидам. Которая, кстати, не превышает двух тысяч рублей. Виктор Тепляков, руководитель общественной организации, тоже инвалид. Мужчина уже многие годы ничего не видит. Но он в состоянии изучить Налоговый кодекс. В 149-й статье он нашел некие поблажки для инвалидов, но о них никто не хочет слышать.
Виктор Тепляков, руководитель общественной организации «Оптимист»: Все это как снежный ком росло, и вот выросло в определенную сумму. Но кроме этого, когда нас налоговая проверяла, проводила камеральную проверку по общественной организации, они сказали, что мы не имеем права на льготу, по налогу на добавленную стоимость.
Сейчас Виктор Тепляков вместе со своими единомышленниками пытается найти юриста, который мог бы отстаивать их интересы в суде. И опускать руки никто не намерен. Мужчина уверен: он сделает все, что в его силах, но не даст закрыть место, которое дает инвалидам надежду на будущее.
Илона Жукова, корреспондент: Сейчас все эти люди стараются не думать о закрытии. Они так же работают, так же смеются и разговаривают. Но бороться будут до конца. Потому они и оптимисты.
Илона Жукова, Сергей Мажитов