Братск, претендующий на звание Северной столицы, внес не малую лепту в эту печальную статистику. Жители частного сектора в Падуне не хотят платить за вывоз мусора, обрастают свалками. Отдыхающие Северного и Зябы, оставляют пищевые отходы в прибрежной зоне, да и гуляющие на центральных улицах города не тратят время в поисках мусорных баков.
Это дорога на комсомольские дачи, одни из самых близких к городу. Ехать на машине минут 5. Но, даже это кажется далеко для местных садоводов. Сейчас эта свалка на своей начальной стадии, примерно месяц назад её убирали полностью. Через месяц мусор выйдет за границы обочины, и проехать по одной из полос будет сложно.
Это поле чистым не назовёшь, хоть и дорога на Очистные дачи излюбленное место хозяев небольших продуктовых магазинов и мелких ремонтников. Вроде, и от города не далеко, ехать, минут 10, а место не проходное, вряд ли кто поймает за выгрузкой мусора.
Именно на это и расчёт. Штрафы за свалку мусора, конечно, подняли. Теперь частное лицо заплатит полторы тысячи, а вот организация должна будет выложить все 25. Но, это, если поймают. Кто не хочет надеяться на авось может поехать на санкционированную свалку, или организовать вывоз с помощью специалистов. Оба законных метода обойдутся дороже штрафов. И, судя по тому, что свалки много лет неискоренимы, сторонники цивильного метода в меньшинстве, как предприниматели, так и дачники.
- Да у нас общая свалка. Там убираются.
- Сын вывозит и выбрасывает. В контейнеры выбрасывает. Сказали, что можно. По многу не копим, чтобы по много было.
- На машине увожу, на свалку. (А где свалка?) Ну там же!
- У нас машина ездит специальная, заказывается, вывозится. Раз в две недели собираем в мешки и он увозится.
В годе огромных свалок вроде бы и нет, но сказать, что чисто, язык не поворачивается. Особенно впечатляющая картина рядом с общежитиями. Так повелось, что в большинстве своем их населяют люди, не пекущиеся о красоте и чистоте своего дома. Здесь-то и есть простор для экологических отрядов. Ребята не только «прибирают» за взрослыми, но получают, так сказать, теорию. Кураторы проводят с ними беседы об экологии, об истории города. И похоже, это зерно на благодатную почву. Нас дети попросили передать обращение тем, кто дал им сегодня работу.
Сергей: - Я бы хотел сказать взрослым, чтобы они не мусорили. Потому, что мы, дети, ходим и убираемся, мы постоянно видим эти пачки, бутылки из-под пива. Я бы хотел обратиться к ним, чтобы они задумались, что убирают дети, а не они.
Амид: - Я не хочу, чтобы было много мусора, чтобы бутылок не было, то есть все проходят, режутся, особенно маленькие дети. Потом в больнице лежат долго, болеют. И я хочу, чтобы у нас Братск был всегда чистым, все выбрасывали мусор именно в мусорку, а не через балкон.
Рита: - Чтобы они себя вели прилично. Чтобы не бросали бутылки на пол, особенно мелкий мусор, сигареты. Шприцы в основном. Нам, конечно, не разрешают их брать, но все равно не приятно. Они не уважают природу, не уважают этот город, потому, что им лень подойти к мусоркам.
Экологи Иркутска уже отреагировали на нахождение в непрезентабельном рейтинге. Создали сайт, где можно оставить фото и адреса свалок, и даже организовать их уборку. Активисты из Братска не раз придумывали оригинальные идеи решения разных бед. Возможно, так будет и в этот раз.
Ольга Кузакова, Илья Абрамов