Передовые методы диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, рекомендации Минздрава, вопросы к их исполнению и другие темы рассмотрели участники ежегодной кардиологической конференции в Братске, которую организовал местный сосудистый центр «КатЛаб-Ангара». В городе конференция прошла уже во второй раз. В этом году число её тем расширили. Среди спикеров — ведущие российские специалисты, в числе участников — не только врачи братских больниц, но и медики северных территорий Приангарья. Об этом сообщает информационное агентство «ТК Город», корреспондент которого побывал на мероприятии.
***
По статистике, которую озвучили на конференции, первое место среди причин смертности населения в России занимают сердечно-сосудистые заболевания. Иркутская область здесь не исключение. В регионе фиксируется хоть и медленный, но всё же подъём смертности от соответствующих недугов. К половине из них приводит ишемическая болезнь сердца. Ишемии (снижению кровообращения) подвержены не только люди в преклонном возрасте, но и в том, который принято называть трудоспособным.
Как и с любым другим заболеванием, его раннее выявление и, соответственно, ранее сопровождение пациента врачом существенно снижает вероятность смерти от этого заболевания или инвалидизации. Разная диагностика может быть одинаково эффективна, но неодинакова полезна. Об этом в своём докладе на конференции рассказал доктор медицинских наук, руководитель Ульяновского регионального отделения Российского кардиологического общества Максим Мензоров.
Эксперт обратил внимание, что в России принято отправлять пациентов с подозрением на ишемию сразу на дорогостоящую процедуру ангиографии. Это введение в кровь контрастного вещества, благодаря которому врач на специальном оборудовании может определить проблемы в кровотоке пациента. Однако по рекомендациям Минздрава такой вид диагностики должен идти не в первую очередь. Приоритет должен отдаваться более щадящим, неинвазивным и дешёвым, но не менее точным методам.
Операция в Братском сосудистом центре.
Через экран врачи наблюдают, как движется введённый в сосуды пациента катетер
Такие методы предполагают, что человека не надо госпитализировать, нести затраты. Нельзя забывать, что ангиография — всё-таки хирургическая процедура, когда пациент находится на операционном столе и ему делается пункция артерий. Это может быть чревато осложнениями. Из наиболее вероятных — контраст-индуцированное повреждение почек. Оно бывает нечасто, но тем не менее всё равно возможно. То есть так или иначе, но побочные эффекты для пациента всё равно присутствуют, — рассказал Максим Мензоров. — Сейчас в рекомендациях Минздрава указано, что в первую очередь должны идти методы диагностики более дешёвые, но не менее эффективные. Например, стресс-эхокардиография демонстрирует сомнительный результат. Врач не может чётко ответить, есть ишемия или нет, тогда пациента можно отправлять на ангиографию для уточнения.
Принцип упомянутой стресс-эхокардиографии заключается в том, что пациент на специальном оборудовании выполняет нехитрые силовые упражнения, тем самым нагружая сердце. По реакции сердца врач делает выводы о наличии или отсутствии у пациента ишемии. Такой простой, дешёвый и безопасный метод диагностики в кардиоцентре «КатЛаб — Ангара» стал доступен с прошлого года. За неполный 2023-й (метод стали использовать весной) в Братске провели свыше 330 исследований. И только почти три десятка дали сомнительный результат. То есть у остальных пациентов ишемия или подтвердилась, или была исключена без проведения лишней операции.
Оборудование для стресс-эхокардиографии в Братском сосудистом центре.
Пациент крутит педали, чтобы создать нагрузку на сердце.
Профилактика серьёзных последствий сердечно-сосудистых заболеваний тоже считается одним из главных направлений, которое снижает смертность и инвалидизацию населения. Одними из передовых здесь являются методы визуализации внутренней физиологии сосудов у пациентов. Используя специальное оборудование, врач может видеть не плоское двухмерное изображение сосудов, как при ангиографии, а заглянуть внутрь. Такой способ, например, может помочь точно определить, нужно ли ставить пациенту стент — миниатюрный каркас, который, раскрываясь, расширяет сосуд, обеспечивая стабильный кровоток. По словам главного внештатного специалиста по рентгенэндоваскулярным методам диагностики и лечения Приволжского федерального округа Темура Кислухина, бывает так, что пациенту и не требуется установка стента — появившиеся в сосудах бляшки не являются большой проблемой. Но увидеть это с помощью ангиографии просто невозможно. С другой стороны, визуализация позволяет поставить стент заранее там, где он может потребоваться в будущем.
Поставив в сосуды датчики, мы делаем их визуализацию, изнутри просматриваем все стенки сосуда и просматриваем, какие стенки задевает бляшка и в каком проценте, насколько большое это сужение, насколько истощена оболочка сосуда, — рассказал в своём докладе Темур Кислухин. — Если мы сегодня видим истончённую бляшку, завтра, например, человек понервничает, давление поднимется, она лопнет, и у него будет инфаркт. В этом случае нам это позволит профилактически провести стентирование и не доводить до инфаркта. Это однозначно один из наиболее перспективных методов диагностики. В Японии, например, такая процедура — в порядке вещей, так у них и результаты лучше. Мы тоже к этому рано или поздно придём: через пять, через десять лет, но всё равно придём.
По словам специалиста, в сосудистых центрах Сибири в этом плане ситуация даже лучше, чем в западной части России, где на один регион может быть всего одно медучреждение, в котором выполняют подобную процедуру. В Иркутской области есть уже три сосудистых центра, где визуализация применяется. И всё же объёмы таких вмешательств пока оставляют желать лучшего.
Выступление с докладом Темура Кислухина
Одна из главных проблем тому — нехватка средств на закупку дорогостоящего оборудования и специалистов. И если проблема с деньгами решаемая, и оборудование, даже несмотря на санкции, можно приобрести, то вопрос с кадровым обеспечением в российской системе здравоохранения пока остаётся одним из наиболее проблемных. По словам ещё одного спикера конференции, главного кардиолога Самарской области Дмитрия Дуплякова, проблемы во всех регионах России схожи. На этом фоне проведение кардиологических конференций приобретает особое значение.
Проблемы везде одинаковые — недостаток кадров и площадей, — отметил Дмитрий Дупляков. — Врачам из небольших городов сложно выезжать куда-то. А Братск — это всё же небольшой город. Даже онлайн-обучение, которое уже активно применяется, оно всё-таки не заменит никогда нормального общения, возможности задать вопросы, поговорить, обсудить.
За несколько лет «КатЛаб — Ангара» успешно встроился в местную систему здравоохранения, — рассказала директор Братского сосудистого центра Татьяна Шевцова. — Если раньше местные врачи не очень хорошо представляли, чем мы занимаемся, то сейчас контакты налажены. Специалисты больниц напрямую звонят нашим специалистам. Получается такое оперативное взаимодействие, что в итоге отражается и на качестве медицинской помощи пациентам.
Во время конференции ведущие эксперты-кардиологи отметили, что высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний характерна не только для России. Даже в странах Запада, где высокотехнологическая медпомощь уже давно стала нормой, также наблюдается подъём смертности от острых последствий ишемической болезни сердца. Но на Западе все наиболее передовые методы диагностики и лечения уже используют. Там, чтобы переломить ситуацию, теперь нужны прорывные технологии. В России же пока в полной мере используется далеко не всё, что изобретено для борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так что отечественным специалистам ещё есть куда расти и какие методы массово внедрять.