По оценкам Рахима Наботова, сегодня в Братске живет около 16-17 тысяч исповедующих ислам (из 236 800 человек – это, примерно, каждый 14 братчанин). Около 70% из них заняты в строительстве, почти все прочие – в торговле, общественном питании и сфере услуг, хотя есть и врачи, и прочие представители интеллигенции.
Это выходцы из самых разных народов Средней Азии и Кавказа, единственной объединяющей их силой является религия. И еще, пожалуй, личность Рахима Идибековича. Он, кажется, самой судьбой предназначен для примирения и объединения единоверцев, потому что его отец был таджиком, а мать – киргизкой. Как-то раз ему удалось даже предотвратить массовое столкновение таджиков и киргизов на рынке – он просто встал между двумя группами разъяренных людей и предложил им сначала разделить его надвое, а затем уже драться. И этих слов уважаемого человека хватило, чтобы остудить сотню горячих голов.
А любите ли вы Россию так, как любит таджик?
Рахим Идибекович вырос среди представителей множества национальностей и говорит на восьми языках, в том числе, на фарси («только вот грамматики не знаю» – смеется он). В 1967 году по комсомольской путевке он прибыл в Братск. С тех пор молодой сибирский город стал для него новой Родиной. Найти большего патриота России и Братска очень сложно – с таким уважением он говорит о нашей стране и отзывчивых русских людях, которые встретились ему на жизненном пути:
- Я всю жизнь был и буду благодарен Советскому Союзу, России за то, что меня сделали человеком и поставили на ноги. Я горжусь великой российской историей! Когда кто-то говорит мне «нерусский», я отвечаю: вы плохо знаете историю! 100 народов объединяла Российская империя! В СССР 15 республик были русскими, потому что киргиз разговаривал с таджиком на русском языке, грузин с татарином разговаривал на русском!
В 2014 году Рахим Идибекович был участником миграционного форума в Душанбе, куда прислали своих представителей 25 стран мира. Повсюду миграция является причиной нестабильности, и собеседники не верили, что в Братске представители разных народов мирно уживаются вместе. Рахим Идибекович – член Ассоциации таджиков и персоязычных народов мира «Пайванд». Практически так же часто, как мудростью Корана, он руководствуется в жизни наставлениями великого насмешника Омара Хайяма и очень гордится тем, что они принадлежат к общим корням.
Мечеть по месту жительства
Мусульмане в Братске объединились в религиозную общину еще 20 лет назад, но юридически организация была зарегистрирована лишь в 2002 году. Разговоры о необходимости открытия мечети начались еще в 1998-ом. В 2006-ом община начала строить мечеть в Падуне, на улице Ильинской. По словам Рахима Идибековича, это оптимальное место, так как по закону Аллаха нужно собираться в центре поселения, чтобы читать молитвы. Однако закончить строительство им пока так и не удалось – дважды здание поджигали неизвестные, дважды его начинали восстанавливать. Сейчас оно готово процентов на 85, нужны лишь крыша и внутренняя отделка. Но пока средств и стройматериалов на них не хватает, ведь мечеть строили «всем миром», силами простых мусульман. Администрация города несколько лет назад выделила общине землю для возведения еще одной мечети, на перекрестке улиц Рябикова и Курчатова, недалеко от роддома. Но с условием – начинать работы после того, как там будет построена транспортная развязка. Существует даже эскиз мечети, однако средств на ее строительство пока нет (как нет и обещанной развязки).
Для совместных молитв члены общины собираются по пятницам в Гидростроителе и Центральном округе – на улицах Сосновая и Курчатова находятся выкупленные специально для этой цели квартиры. Между собой их тоже называют «мечеть». Поразительно, но на этой небольшой площади умещаются по 200-300 молящихся одновременно! Для проведения больших праздников арендуются спортзалы – в октябре прошлого года в ДС «Металлург» на утренний намаз в Курбан-Байрам собрались более 700 человек. Богослужения проводит имам Пазил, закончивший медресе (духовную школу) в городе Ош (Киргизия). Он является духовным лидером общины, но заниматься общественной работой не может по уважительным причинам – нужно зарабатывать и кормить семью. И от лица мусульман с властями Братска говорит Рахим Идибекович. Годы берут свое, подводит здоровье, но полноценной замены ему нет – тут нужен человек, одинаково уважаемый выходцами с Кавказа и Средней Азии.
«Трудный» ислам
В Братске существует еще одна местная религиозная организация мусульман – «Ислам», под руководством Романа Рахманкулова, которая декларирует ценности традиционного ислама. Но иногда складывается впечатление, что учредители МРО «Ислам» стремятся не столько жить по законам Шариата, сколько внести разлад в ряды мусульман и немусульман (это совсем несложно). Как иначе толковать выступления о притеснениях властями исламской организации (МРО «Ислам») на некоторых интернет-площадках? На первый взгляд, налицо нарушения прав: зарегистрировали организацию только с седьмой попытки, препятствуют строительству мечети и т.д. Но это если не принимать в расчет существование местной религиозной общины под крылом «Байкальского муфтията», которая мирно живет, работает, не встречая «искусственных препятствий».
- Ни в одном городе за Уралом не такого трудного ислама, как в Братске. Нигде нет такого разделения религиозных мусульманских организаций. Я предлагал: Роман, я старый, больной – ты молодой, энергичный, иди на мое место в «Байкальский муфтият»! Он не хочет, говорит, у вас денег нет. Сейчас вера – это деньги.
Среди молодежи религией сегодня интересуются очень многие, и, к сожалению, их часто удается сбить с пути проповедникам экстремистского толка. Сегодня трое братчан уже воюют в Сирии и Ираке, местонахождение еще двоих точно не известно, но я подозреваю, что их тоже завербовали на войну. Я беседую с молодежью, объясняю, что Коран учит миру, и многие прислушиваются. Почему я могу убедить молодежь, а учителя, преподаватели, родители – не могут? Или не хотят? Я часто общаюсь с отцом Андреем (Чесноковым) – у него те же проблемы! Христианская молодежь уходит в секты, потому что те располагают деньгами и проповедниками.
«Я мудрость Его вижу глазами!»
- Беречь ценности традиционного ислама и соблюдать обряды совсем несложно. Особенно если эта привычка привита с самого детства. 5 раз в сутки молиться, по 100 поклонов за 10 минут – это ведь очень полезно, это все равно, что зарядка, физкультура! Омовение – тоже полезно, оно поддерживает тело в чистоте, поэтому и болезни не пристают. А что свинину употреблять в пищу нельзя, так этот запрет был вполне оправдан для жарких стран, где мясо быстро портится, - он уберегал от отравления.
Я очень благодарен своей маме за то, что она вложила в меня традиционные ценности. Да, времена были не самые благоприятные для религиозного воспитания. Лет до 25-30 я не верил в Аллаха. Те, кто стал старше, мудрее – все верят. И я верю, потому что мудрость Его вижу глазами! Бог – един. Неважно, каким именем его называют. Коран, Библия, по сути своей, одна и та же книга, которая учит людей жить в любви и согласии, в соответствии с законом. На 95 % они совпадают.
В Бикее есть мусульманское кладбище. Стариков хоронят там, в соответствии с принятым обрядом (покойного заворачивают в саван и кладут в небольшую подземную «келью», изнутри облицованную кирпичом). А если умирает кто-то из молодых, его тело отправляют на Родину – все это делается на деньги членов общины (других сборов и взносов в общине не существует). Рахим Идибекович убежден, что люди, построившие этот город и несколько десятилетий работавшие на его благо, заслужили право на достойные похороны и могилу в этой земле. В числе самых уважаемых мусульман – Герой Социалистического Труда Борис Гайнулин и многие другие первостроители.
P.S. Одной из самых актуальных проблем общины является ужесточение процедуры оформления гражданства и патента на работу на территории РФ. Чтобы пройти тестирование по русскому языку, истории и основам законодательства, претендентам приходится ехать в Иркутск. Это немалые затраты. В регионе действуют всего 2 центра, где проводится тестирование – в Иркутске и в поселке Магистральный. В соседних областях их гораздо больше. Рахим Идибекович уже отправил ходатайство об открытии подобного центра в Братске.