Полвека назад недалеко от Братска произошла авиакатастрофа, в которой выжил один человек. Мы нашли его

1 марта 2019 г. 15:32 18658

Фото: http://vvesti.com


В високосный 1968-й год, 29-го февраля, самолёт Ил-18* – один из первых советских турбовинтовых дальнемагистральных лайнеров, выполнял рейс №15 из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Тогда самолёты из Москвы на дальние расстояния за Урал летали с одной или несколькими посадками.   

При промежуточной посадке рейса №15 в Красноярске произошла смена экипажа. Ночью в 22:03 Ил-18 вылетел из красноярского аэропорта и после набора высоты поднялся на 8000 метров. На борту находились 75 пассажиров: 64 взрослых и 11 детей. Так описывают ситуацию официальные источники.

Ил-18. Фото: forum.simrussia.com

Через полчаса экипаж вышел на связь с диспетчером братского аэропорта, и тот сообщил местоположение самолёта относительно аэропорта — удаление 234 километра, азимут 270° (западнее). Экипаж доложил о том, что полёт проходит на высоте 8 километров со скоростью 780 км/ч, а ожидаемое время прохождения Братска - в 23:06.

- Я служил на Камчатке срочную службу. В этом самолёте возвращался из отпуска в Красноярске. Я помню только, как загорелось табло «Пристегните ремни», и самолёт резко пошел вниз. Людей швырнуло к потолку, потом нас кинуло вбок, и больше я ничего не помню, - рассказывает Василий Андриенко – единственный выживший пассажир.

Следствие установило, что в ходе полёта перед экипажем неожиданно возникла некая проблема, которая потребовала перевести Ил-18 в быстрое снижение. Через три минуты эта ситуация развилась до аварийной. Экипаж начал пытаться связаться с диспетчером, но из-за особенностей рельефа и значительного удаления от Братска сделать это было сложно. Только через пять минут от начала аварии диспетчер в Братске услышал в эфире что-то неразборчивое. Позже сообщение удалось расшифровать, экипаж сообщил: «Летим, горим», а затем: «Полетели винты».

Самолёт продолжил резкое снижение, на высоте 650 метров перевернулся почти на 180 градусов на скорости 890 километров в час, начал разрушаться, рухнул в тайгу и загорелся.

- Я очнулся в снегу, в тайге. Конечно, когда самолёт упал, в живых остался не только я.  Вокруг меня стонали и умирали люди. Они звали на помощь, но при всём своём желании помочь я им ничем не мог. У меня были переломы обеих ног, сломаны рука и позвоночник. Через 13 часов к травмам добавились ещё и обморожения. В самолёте было тепло, и в салоне я сидел без верхней одежды. Я не знаю, как мне удалось выжить, если честно. От отчаяния я спалил пачку сигарет. Пытался хоть как-то, хоть чуть-чуть согреться, - рассказывает Василий Андриенко.

Самолёт упал в 13 километрах северо-западнее станции Парчум (Чунский район) и в 165-ти километрах западнее Братска. Обломки самолёта разбросало в полосе длиной более двух с половиной километров.

Так выглядит кабина Ил-18. Фото с сайта comp-pro.ru

Следствие не пришло к каким-то бесспорным и однозначным выводам о причине катастрофы. Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации сделал заключение, согласно которому пожар возник в левом крыле ещё в полёте, из-за течи топлива. Была версия, что в процессе вынужденного снижения (вероятно, пилоты пытались таким образом сбить пламя) произошёл отказ в системе регулирования винта, самолёт потерял управление и вошел в крен. Но позже эта гипотеза не нашла точного подтверждения. В официальном заключении комиссии написано, что «непосредственную причину (катастрофы) установить не представляется возможным».

Сейчас солдату Василию Андриенко, который был единственным, кто выжил в этой катастрофе - 72 года. Он живёт в Ленинградской области в посёлке Будогощь. Василий Иванович - на пенсии, он депутат Совета депутатов Будогощского городского поселения. Мы узнали его адрес от нашей коллеги - братчанки, которая сейчас живёт в Петербурге.

Василий Иванович Андриенко

- Я, пользуясь случаем, хочу передать слова глубокой благодарности жителям Чуны, - сказал Василий Иванович. - Они первыми пришли на помощь, дошли до самолёта в тайге. Целый месяц я с тяжелейшими травмами лежал в местной больнице, потому что был нетранспортабелен. А потом - полгода больниц и госпиталей, где были врачи с золотыми руками. Я хочу сказать жителям Чуны спасибо за внимание и заботу. Я после того, как отлежал в госпитале, тогда ещё, в шестидесятых, приезжал в Чуну, благодарил людей, но вы сейчас мне позвонили, и я, по прошествии 50-ти лет, хочу сказать слова благодарности ещё раз. А ещё сказать, что все их труды по моему спасению были, так сказать, оправданы. Я, несмотря на травмы, восстановился, долгое время работал в органах правопорядка. Был начальником местной милиции. Получил от сельчан звание почетного гражданина. Сейчас я - депутат местного нашего совета депутатов.  Моя супруга – учитель, 40 лет проработала в школе, воспитала сотни человек. У меня выросла дочь – она работает в одном из  вузов Санкт-Петербурга, сын работает на заводе, у меня трое внуков. Я помню и буду помнить всех, кому я обязан жизнью. Большое вам спасибо!

Нам ничего неизвестно о том, в каком виде находятся обломки самолёта в тайге за 13 километров  от станции Парчум. Это фото обломков Ил-18, который разбился в районе Южно-Сахалинска в 1964 году

*Ил-18 - выпускался серийно с 1958-го по 1978-й год. Всего было построено 719 (по другим данным — болee 850-ти) самолётов, в том числе, 564 пассажирских (1957-1969 г.г.). По данным на 19-е января 2010-го года, было потеряно 100 самолётов типа Ил-18, в катастрофах погибли 2352 человека. Всего с 1959-го по 1977-й год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях. Аварийность Ил-18 была довольно высокой из-за проблем с двигателями. Только в период с 1965-го по 1971-й год было отмечено 37 случаев внутреннего разрушения двигателей в полете, которые не привели к катастрофам, отмечали техники.

 

 

Главные новости:

Последние новости

Все новости

Главные новости:

Как не пропустить важные новости?
Подпишитесь на наши уведомления!

Подпишитесь на нас в соц. сетях: