На экране высвечивается незнакомый номер. Вы поднимаете трубку, собеседник представляется сотрудником банка и сообщает, что с вашей карты только что был зафиксирован перевод, или ее заблокировали. Все звучит очень правдоподобно. Вас просят продиктовать код из SMS-ки. Потом «сотрудница банка» исчезает, а вместе с ней - и деньги с карты.
Поздравляем, вы стали жертвой телефонных мошенников.
На практике существует несколько способов обмана, которые мы рассмотрим ниже.
Способ 1: «Звонок из банка». Сейчас он является самым распространенным. В основном, обзванивают клиентов крупных банков — в них обслуживается очень много людей. Из 10-15 звонков из таких «колл-центров» хотя бы один срабатывает. Мошенники нередко звонят с использованием программ для подмены номера либо с номера, который раньше действительно принадлежал банку. Представляются сотрудниками финансовой организации и выманивают данные карт, пароли для входа в личный кабинет или или коды подтверждения перевода денег.
Способ 2: «Звонок от родственника». Звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции. Причина — ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство. Мошенник просит перевести деньги на определенную карту — по легенде, это карта друга или «помощника». Аналогичным способом мошенники выманивают деньги у жертв, представляясь сотрудниками правоохранительных структур (следователем, дознавателем, оперуполномоченным отдела полиции, либо следователем Следственного комитета РФ, прокуратуры), и рассказывают о том, что у вашего родственника или знакомого возникли проблемы с законом – а дальше по вышеуказанной схеме.
Способ 3: «Звонок-грабитель». Человек поднимает трубку. Его приветствуют фанфары и довольный голос. Разговор тянется долго, а после выясняется, что он был платным. Есть и другая вариация такого звонка. Мошенники делают короткий звонок, чтобы он отразился на экране телефона как пропущенный. Когда человек перезванивает, со счета списывается фиксированная сумма.
Способ 4: «Подозрительные SMS-ки». На телефон приходит сообщение от банка или оператора связи. В нем содержится просьба отправить определенный код или перейти по ссылке. Часто мошенники регистрируют адреса, похожие на названия известных организаций. Разница в одной букве или символе, и заметить ее удается не сразу.
Вот простые способы обезопасить себя и свои деньги:
Не принимайте звонки со скрытых или неизвестных номеров. Можно установить на телефон приложение, которое ищет владельца номера в интернете. Например, сервис Яндекса помогает избежать подозрительных звонков и спама. Нежелательные номера заносите в «черный список». Если вы поменяли номер телефона, предупредите об этом родственников и друзей.
Если вы все же взяли трубку, то не доверяйте рассказам о тестировании новых систем или невозможности видеть ваши операции по карте. Мошенник просто выпытывает ваши данные. Можно потянуть время и заставить злоумышленника нервничать — сказать, что ищете карту и «висеть» на телефоне минут 10-15. Или завершите разговор фразой: «Да, это я снимал деньги, все в порядке!». Если преступник понимает, что жертва что-то заподозрила, он просто прекратит разговор и продолжит обзванивать других. Не давайте повода усыпить свою бдительность.
SMS «от банка» перешло в новую переписку. В таком сообщении может быть ссылка «для смены тарифа» или «для подтверждения зачисления средств». Вычислить подделку можно по ошибкам в словах, в написании «имени» отправителя. Не переходите по ссылке, а сообщение удалите.
Если собеседник спрашивает секретный код с оборотной стороны карты или SMS-код – ни в коем случае не сообщайте их. SMS-код приравнивается к паролю и, по сути, является простой электронной подписью. Запомните! Сотрудники банка никогда его не спросят, а номер карты у них есть. Подозрительный собеседник при диалоге будет придумывать новые способы получить ваши данные. Важно! Если в процессе разговора вам приходят «SMS от банка», не сообщайте информацию из них и не переходите по ссылкам.
— Здравствуйте, Сергей Петрович! Вас беспокоит служба безопасности банка. Меня зовут Иванова Дарья Ивановна, я старший специалист службы безопасности. Мы тут зафиксировали подозрительную активность на вашем счете. Несколько минут назад по вашей карте пытались совершить покупку, а также сделать перевод на суммы 2500 и 6000 рублей. Это были вы?
— Да, это я оплачивал товар и переводил деньги родственнику.
— Хорошо, тогда скажите, сколько карт оформлено на ваше имя? Какая последняя операция была по ним — перевод, снятие, оплата?
— Это ж вы и сами можете посмотреть.
— У нас новая система безопасности, и этого всего не видно.
— Тогда мне тоже этого не видно.
— То есть, вы отказываетесь от проведения проверки? Подтвердите свой отказ устно в полной форме.
— До свидания.
Шпаргалка
1. Не сообщайте никому данные своей карты. Не сообщайте коды из SMS. Если забыли карточку в общественном месте или потеряли — сразу же заблокируйте ее.
2. Не принимайте звонки с подозрительных номеров. Не перезванивайте по ним.
3. Держите связь с родственниками и друзьями. Если вам звонят с просьбами о помощи, сбросьте звонок. Перезвоните «жертве».
4. Внимательно читайте сообщения банка. Мошенники используют имена отправителей, похожие на названия банков, и допускают ошибки в тексте.
5. Не указывайте настоящий номер телефона и не расплачивайтесь основной картой на малоизвестных сайтах.
6. Не паникуйте, если вам пишут о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру, указанному на карте или на сайте банка, в котором у вас выпущена карта.
Будьте внимательны и не позволяйте мошенникам обмануть вас!